|
Почему на Приволжских землях в границах современной Нижегородской области издревле существовало такое количество самобытных народных ремесел? Загадка вряд ли будет разгадана до конца, но факт остается фактом: по мнению специалистов, значимость нижегородских промыслов в развитии художественной культуры России можно сравнить лишь с ролью Великого Новгорода. |
Удивительным является тот факт, что на небольшом расстоянии друг от друга появились (и, к счастью, по нынешний день существуют) сразу три центра росписи — хохломская, городецкая, полхов-майданская (причем первые два разделяют всего 40-50 километров). Каждая из них имеет свою, только ей присущую цветовую гамму, технику письма, особенности композиции. Нижегородская матрешка, хохломская и городецкая роспись известны далеко за пределами страны, и сегодня их по праву можно назвать полпредами России.
Такого изысканно красивого, дорогого, украшенного сложнейшей по технике исполнения золотной вышивкой костюма, какой надевали по праздникам нижегородские крестьянки, не было ни в одной европейской стране. А в нашем крае его аж в трех селах изготавливали (в Чернухе Арзамасского уезда, Безводном на Волге и Городце), и в каждом на свой неповторимый манер. До наших дней сохранились образцы «нашей дивной обряды» — как ласково называли женщины эти наряды.
г. Горбатов Павловского района |
с. Чернуха Арзамасского района |
В первой половине XIX века всей России были известны мерлинские платки (с. Скородумовка неподалеку от Лукоянова). По красоте и качеству они были вне конкуренции.
Славу Нижегородской губернии принесли и балахнинские кружевницы, которые создали свой особый «балахонский манер», сочетавший изысканность западно-европейских кружев и русские народные традиции. Некоторые зарубежные исследователи называют балахнинское коклюшечное кружево XIX века лучшим русским кружевом.
В Арзамасе существовал необычный промысел по вязанию обуви — «вязанок». Товар пользовался большим спросом, так как ничего подобного не было во всей России.
Самобытной красотой восхищают глухая домовая резьба, казаковская филигрань, павловские изделия из металла, борнуковские скульптурки зверей, шахунское ткачество... И перечисление это можно продолжить.
К сожалению, время часто немилостиво к творениям рук человеческих. Почти не осталось в деревнях и селах домов, украшенных глухой резьбой, уже не зальется под дугой голосистый пурехский колокольчик, русская девица-красавица не пройдется перед подругами в расшитой золотом епанечке или накинутом на плечи мерлинском платке... Уходят народные традиции, сплачивавшие веками людей, уходят народные мастера-умельцы, наделенные даром нести в повседневную жизнь добро и красоту, все тоньше становится ниточка, связывающая поколения.
И чтобы сохранить историческую память, сберечь бесценное культурное достояние, оставленное нам в наследство предками, и создан этот сайт.