Казаковская филигрань

Казаковская филигрань сложилась как самобытное направление обработки металла в селе Казакове Нижегородской (Горьковской) области под прямым влиянием мастеров Красносельского промысла, которые были учителями местных ювелиров и создателями первых образцов изделий для нового промысла, начавшего свою деятельность в середине 1930-х годов. 
   
   Казаковское ювелирное объединение сохраняет производство филигранных изделий до настоящего времени. В этой технике создают объемные предметы - подстаканники, конфетницы, тарелки для фруктов. Их конструкцию и орнаментальное убранство составляет ажурная филигрань, в то время как красносельские мастера часто используют филигранный узор как накладной декор на корпус шкатулок или вазы. 
   
   В орнаменте казаковской филиграни прослеживаются изменение и развитие рисунка от геометрических зигзагообразных лент к мотивам растительного характера, умело переведенным в декоративные формы. Некоторое подражание кружевоплетению перешло в откровенно металлический узор, для которого типична упругость завитков и сочленений элементов, связанная четкими конструктивными тягами. В техническом исполнении филиграни казаковские мастера достигли высокого уровня наборки и пайки орнамента. Он отличается чистотой и тщательностью отделки, что позволило расширить ассортимент изделий, дополнить его коробочками, шкатулками, вазочками, в которых продолжается работа и над рисунком растительного орнамента.

Филигрань или скань - один из древнейших видов художественной обработки металлов в России. Название филигрань происходит от латинских слов filum - нить и granum - зерно; скань - от древнеславянского - свить, скрутить. Названия указывают на особенность технологии - для изготовления филигранных изделий использовали скрученные проволочки и зернь, т.е. маленькие шарики. Техника филиграни состоит в следующем: узор из тонкой медной проволоки накладывают на бумагу, приклеивая по нарисованному контуру, посыпают серебряным припоем и затем элементы узора соединяют при помощи пайки. Объемные формы выполняют также, но бумагу с нарисованным узором наклеивают на железную заготовку. В гальваническом цехе изделия покрывают серебром. Производством изделий из филиграни в селе Казаково Вачского района Нижегородской области стали заниматься с конца 1930-х годов в артели Металлист. Организатором производства была выпускница Красносельского училища художественной обработки металла О. И. Тараканова. В настоящее время ювелирным искусством занимаются на Казаковском предприятии художественных металлоизделий. В середине 1950-х годов сложились характерные черты, свойственные лишь казаковской филиграни. Особенностью казаковских изделий является самостоятельное значение филиграни, она не применяется как часть украшения металлического предмета, как накладка на металл. Эти изделия целиком ажурные. По своему назначению работы казаковских мастеров - вещи бытовые. Это конфетницы, подстаканники, вазы, шкатулки. Вместе с тем, в последнее время выполняются ювелирные работы по заказам Православной церкви - оклады икон, кадильницы, ларцы для святых реликвий. Для казаковских изделий характерен, в основном, белый цвет посеребренной медной проволоки. Словно инеем покрыты ажурные произведения народных мастеров, они завораживают серебристо-белым цветом русской зимы, придавая вещам звонкость заснеженных полей, торжественность и чистоту морозного леса...

    

На Руси скань была известна очень давно. Филигранные изделия встречаются еще в раскопках курганов IX века. В России одним из крупнейших центров сканного производства становится село Казаково Нижегородской области. Первая Казаковская артель по производству сканных изделий была образована в 1939 году. В годы Великой Отечественной войны артель не прекращала своей работы: плели офицерские погоны, делали для них звездочки, изготавливали портсигары. В послевоенное время — освоили ножевое и вилочное производство.

Приемником традиций и навыков Казаковскои артели стало ЗАО «Казаковское предприятие художественных изделий» (КПХИ). Предприятие наследует и развивает богатейшие традиции прошлого, ищет и осваивает все новые виды изделий. Компонуя узор, художники следят не только за соразмерностью его отдельных частей, за плавностью и красотой изгибов крупных и мельчайших элементов, но и за рисунком просветов, поскольку он играет большую роль в построении узора. Находясь в постоянном творческом поиске, художники находят новые мотивы, сочетания. Так пришли к применению золочения, включению в рисунок природных камней, хрусталя, кости, финифти. Уникальность филигранным изделиям придает то, что все изделия выполняются мастерами вручную.

 

Казаковский завод выпускает самые разнообразные художественные изделия: декоративные вазы и чаши, шкатулки с музыкой, подстаканники, вазы, конфетницы, женские украшения, чайные ложки, кубки, медали, значки, ордена и знаки различия для Российской армии. В последние годы на предприятии стали изготавливать предметы церковного направления - настольные и подвесные лампады, оклады к иконам, кресты, панагии. ЗАО «КПХИ» сотрудничает со Свято-Троицким, Серафимо-Дивеевским и Свято-Даниловским монастырями, Троице-Сергиевой Лаврой, собором Александра Невского и храмами Санкт-Петербурга.

Кроме того, на предприятии изготавливаются филигранные изделия с геральдикой и символикой как государственных органов, так и частных компаний.

     С 1998 года предприятие получило право работать с клеймом Патриарших мастерских с благословения Патриарха  Всея Руси Алексия II.

На предприятии есть прекрасный выставочный зал. Любуясь шедеврами высокохудожественного филигранного искусства, здесь можно на некоторое время побывать в волшебной зимней сказке, где взору предстают неповторимые серебряные узоры морозного кружева, застывшего под руками мастериц. Для туристов проводятся ознакомительные экскурсии по предприятию, мастер-классы. В магазине, расположенном прямо на заводе - прекрасный выбор уникальных изделий, например, шкатулки в виде яблочек или сказочные ларцы.