Рогожный промысел



     В Лукояновском уезде рогожный промысел занимал одно из ведущих мест. Обычно одним каким-то промыслом, например санным, кирпичным и др., занимались крестьяне 3-4 селений, в то время как рогожным промыслом был занят целый округ крестьян из трех волостей: Починковской, Кочкуровской и Байковской. В этих волостях крестьяне были заняты тканием рогож. Этому в немалой степени способствовал главный торговый и промышленный рынок в городе Починки (ныне это село), куда стекались со всех окрестных и дальних селений кустари как с сырьем - мочалом, так и со своими изделиями для сбыта их. Базарным днем считался четверг. Если же случалось, что товар не продавался, то жители оставляли его у знакомых до следующего базара. 
     Рогожным промыслом кустари занимались совершенно самостоятельно: скупали, где можно, мочало или снимали целую рощу и затем на протяжении известного времени занимались самой выделкой. 
     Время занятий рогожным промыслом было не везде одинаковым и обуславливалось местными условиями. Так, в г. Починках и в его волости временем занятия промыслом служили 4 месяца - с 14 ноября (филиппово загованье) и до 15 марта. 
     Напротив, в Кочкуровской волости промыслом кустари занимались 7 месяцев - с 14 октября (Покрова) и до 1 мая. Почти тот же самый период занимал рогожный промысел и у крестьян Байковской волости. Главным и удобным временем для кустарей служили осень и зима, время, когда крестьяне уже более-менее свободны от основного занятия - земледелия. При этом кустари своей земли не покидали и промыслом занимались как побочной, подсобной работой. 
     В 1885 году рогожным промыслом в г. Починках занималось до 45 домохозяев, с Березенки - 30 чел., с. Старо-Рождествено - 40 чел., с. Кармалей - 10 чел. 
     Волость Кочкуровская: с. Кочкурово - занималось 982 чел. на 320 станах, с. Cаитовка до 654 чел. на 288 станах, с. Кендя- до 60 чел. на 10 станах, с. Пеля-Казенная - 312 чел. на 156 станах. 
     Волость Байковская: с. Ильинское до 230 чел. на 46 станах, с. Сырятино - 150 чел. на 20 станах, с. Пахотный Усад - 75 чел. на 15 станах, с. Пузская Слобода - 110 чел. на 25 станах. 
     Из приведенных данных видно, что центром рогожного промысла являлось с. Кочкурово, где едва ли не из двора во двор все поголовно занималось им и кочкуровские рогожи славились по всей округе. 
     Ткание рогож в упомянутых селениях ведется с незапамятных времен. Реформа 1861 года благотворно отразилась на развитии этого промысла. Крестьяне Байковской волости утверждали, что с освобождением их появилось больше возможностей сбывать свои изделия. Что же касается Починковской и Кочкуровской волостей с бывшими государственными крестьянами то, по их мнению, здесь особого поворота в ту или иную сторону не было. Промысел и прежде находился у них в полном развитии и никаких препятствий к развитию его не существовало. 
     В силу того, что сложились умеренных цены на рогожи и кули из них стали заменяться мешками из другого материала, а также повышения стоимости мочала и трудностей его доставки, за которым приходилось отправляться в дальние селения уезда, а порой и губернии, рогожный промысел столкнулся с известными "подводными камнями". Только в с. Кочкурове, вероятно благодаря репутации кустарей, промысел не пал и даже не сократился. 
     Рогожным промыслом крестьяне занимались в своих помещениях и не имели нужды в устройстве особого рода зданий, более приспособленных для этого производства. Кустари сами в жилой избе оборудовали ткацкий станок, устройство которого весьма несложно и всякому известно. Однако пыль, летящая в изобилии от мочала, духота и нестерпимый запах весьма неблагоприятно воздействовали на здоровье кустарей, почему они нередко жаловались на боли в груди и ломоту в руках. Но из-за того, что они не строили особых помещений, сберегалась лишняя копейка, чтобы таким образом иметь возможность вести производство в более широких размерах. 
     Для ткания рогож кустари не имели также никакой необходимости приобретать какие-либо инструменты. Берда, челнок (иглу), било и пр. кустари обычно изготовляли сами, что также сберегало им лишнюю копейку. 
     Сырьем для ткания рогож, как известно, служит мочало, которое кустари добывли на стороне, а иногда собирались артелью и скупали липовую рощу у какого-нибудь землевладельца. В зависимости от того, где кустари достают материал для своего промысла, то цены на него бывали разные. Кочкуровские кустари обычно покупали себе материал базаре в Починках (60-90 к. за пуд) или собирались артелью по 5-10 чел. и скупали сообща в рощах десятинами. В этом случае пуд мочала обходился им в 50 к. Приходилось иногда ездить за материалом на довольно дальние расстояния как в Сергачский уезд, так и в Симбирскую губернию (за 100 верст =1,0568 км) или в Пензенскую губернию (за 150 верст). Принимая во внимание, что за одним станом трудилось 4-6 чел., которые могли изготовить до 200 рогож в месяц, то за вычетом издержек на материалы, за полгода заработок каждого работника составлял в среднем 30 рублей. 
     Для ткания рогож и последующего изготовления из них кулей иногда привлекались рабочие. Так, если семья была небольшая или необходимо было выполнять какие-либо другие работы, то в с. Кочкурове, в частности, рабочих содержали до 50 кустарей. Большие людные семейства не нуждались в рабочих и работали всегда сами. Нанятые рабочие по обыкновению жили на хозяйских харчах и пользовались той же самой пищей, которую употребляли сами хозяева. Работу начинали часов с 2 после полуночи и заканчивали в 8 часов вечера, т.е работали в течение 14 часов, а 4 часа уходили на прием пищи и отдых. Пища, употребляемая кустарями была самая простая и малопитательная. Пустые щи (по праздникам с говядиной), вареный картофель и каша. Завтракали в 8 часов утра, обедали в 12 часов дня и ужинали в 8 часов вечера. Праздничные и воскресные дни кустари считали обязательными для посещения храма Божьего и отдыха от недельных трудов. 
     В заключение следует отметить, что кустари отличались простотой в обращении, но в то же время были бойки и дальновидны. Своих детей стремились приучить к грамотности и охотно отпускали их в школу. Начальные школы были почти во всех селениях. Так в Кочкурове, Саитовке и Кенде были учреждены земские школы с жалованьем учителю 12,5 р. В этих школах обучалось 30-50 мальчиков и 5-25 девочек. Кроме того, в некоторых селах благодаря деятельности духовенства открывались церковно-приходские школы. Так например, была открыта такая школа в с. Пеля-Казенная.

  (По материалам А.И.Звездина "Рогожный промысел в Лукояновском уезде Нижегородской губернии" - "Нижегородский сборник", под ред. А.С.Гациского, 1869 г., том 9)


 

Село Кочкурово  с населением до 4 000 человек обоего пола расположено по обоим берегам реки Алатырь."Если мы посадим на песчаный остров колонию и каждому члену ее отведем участок песка в полное владение" -- говорится в одном из наших журналов ("Вестник Европы", кн.2, 1871)"то мы не создадим землевладельческого сословия". Вот почему житель Кочкурова, раскинувшегося посреди земли холодного песчаного грунта, хотя и имеет свой надел, есть тот же пролетарий, "связанный с призраком земельного владения" (там же). При таких условиях, естественно, что народ в Кочкурове хлебопашеством вовсе почти не занимается, по невозможности им заниматься, а дышет кое-как своим единственным промыслом - тканием рогож и шитьем из них кулья, промыслом, который особенно стал развиваться в последние 6-7 лет, завися от усиления оборотов, связанных с ним моршанской пристани.

Собственно рогожи из Кочкурова почти не выходят, так как из них тут же на месте шьется кулье, отправляемое тремя-четырьмя кочкуровскими капиталистами, в числе которых видную роль играют братья Самарины, в Моршанск, Елец, Харьков и частью в Воротынец (низшие сорта) и в Промзино. О кочкуровских капиталистах однако не следует составлять преувеличенного понятия: в Кочкурове считается капиталистом рогожник, выручающий в хороший год, чистых не более 1 000 рублей. Как знатоки своего дела в Кочкурове особенно славятся Петр Александрович Цикин, Иван Ильич Лаврентьев, Семен Ст. Слюняев. На Нижегородскую ярмарку  и в Лысково кочкуровское кулье почти вовсе не попадает; туда идут из недалеких от Кочкурова местностей, преимущественно кистиневские рогожи и кулье из Сергачского уезда. Кокуровское кулье назначается только для хлеба; рогожи - на покрышку набитого уже хлебом кулья.

Границы, так называемого, кочкуровского рогожного производства не заключаются только в одном Кочкурове; последнее представляет собою лишь центр производства, распространенного также в окрестных селениях: Кенде, Саитовке, Пеле Казенной, Ильинском, Пузе, Сырятине, Усаде, Дивееве, Новоспасском, Наруксове, Константинове, Ризоватове, Мадаеве, Барезовке, Новоалександровке и в Починках . Всего кочкуровски околодком вырабатывается в год до полутора миллионов штук кулья. Экономические условия рогожного производства везде одинаковы и потому, говоря о них по отношению к Кочкурову, можно разуметь здесь и любое другое селение, занимающеемя тем же делом.

Мочало ("мочалей" состоит из двух мордовских слов: мочь - сила, лей - река) для ткания рогож набирается из округи - Лукояновского и Сергачского уездов и частью из смежных уездов Пензенской губернии. Снимается мочало обычно с июня; тканье рогож начинается с октября и продолжается до апреля; с апреля до октября занимаются кое-как хлебопашеством, но больший промежуток этого времени падает все-таки, как сказано, на съемку мочала. Рабочие получают мочало от капиталистов, которые его покупают в окрестности из владельческих и казенных дач или сами арендуют дачи для съемки мочала.

Шесть человек хороших рабочих могут сработать в неделю только одну сотню рогож; двое таких же хороших рабочих сошьют их них сотню кулей в сутки. Тканье рогож производится большей частью 6-ю человеками: трое из них работают и трое отдыхают; при этом занятия их распределяются так, что на сон каждому из 6-ти рабочих, особенно в жаркую пору работы, выпадает не более 3 часов в сутки. Всю ночь Кочкурово горит огнями, потому что, когда одна смена ложится спать (в 1-ом часу ночи), другая встает. Освещаются избы березовой лучиной. В 8 часов утра все вместе завтракают; во 2-ом обедают, в 10-ом ужинают; во время завтрака, обеда и ужина вовсе не отдыхают в Кочкурове: едят между делом второпях. Работу с мужчинами разделяют женщины и дети, последние начиная обычно с 6-летнего возраста. Этих несчастных ребятишек поднимают на работу от сна силой, потому что сами они еще не в состоянии сообразить всей необходимости и всех неотразимых последствий от каждого пропущенного часа; только самый нежный и сердобольный отец поднимает своих ребят каким-нибудь часом позднее, т.е. часа в 2 ночи.

Выручая ничтожную плату (обычно на каждого рабочего в неделю не более 50 копеек серебром) за свой невыносимый нескончаемый труд, с помощью своих жен, взрослых и малолетних детей, кочкуровский рабочий считает свое положение еще сносным, когда имеет возможность получить скудный заработок. На Западе, где заработная плата обыкновенно выше нашей не только вдвое, но часто впятеро, всего больше жалоб раздается в пользу городского рабочего населения. У нас никто не спорит, хотя слишком громко, большею частью и не говорит о невыносимом положении фабричного рабочего..." Сравнивая кочкуровского крестьянина, имеющего земельный надел, с павловскими мастеровыми, не имеющими такового, г. А.С.Гациский приходит к выводу, что "в Кочкурове живется еще хуже, чем в безземельном Павлове".

  (По материалам записной книжки  действительного члена и секретаря Нижегородского статистического комитета А.С.Гациского - "Нижегородский сборник", под ред. А.С.Гациского, 1869 г., том 4)

Нижегородская губерния по исследованиям губернского земства. Выпуск II: Кустарные промыслы Нижегородской губернии — Рогожный промысел и плетение лаптей
автор Михаил Александрович Плотников

Мочально-рогожным промыслом в 1888 году в Ветлужском крае Макарьевского уезда были заняты в 70 деревнях 951 и 1.260 взрослых мужчин. Имея в виду, что в промысле принимают участие не только мужчины, но и женщины и дети, число это вполне может быть увеличено до трёх тысяч. Особенным значением в экономической жизни населения промысел пользуется в Воскресенской волости и прилегающих к ней. Здешние рогожники любят повторять, — и не без основания, — что они «народ маломочный» и что «земля у них самая холодная, без назьму ничего не родит, а коровушек и лошадушек почти нет»… И, действительно, около половины (46%) этих рогожников безлошадны. Благодаря тому, у населения Воскресенского района и покупка хлеба зимой, и уплата податей идут из рогожного заработка. Вырабатывают здесь различные мелкие сорта упаковочной рогожи и рогожные кули. И покупка мочала, и сбыт изделий происходит для всего района на базаре с. Воскресенского. Это обстоятельство создаёт для бóльшей части ветлужских рогожников положение столь же невыгодное, как и для павловских мастеров. Во-первых, цена на мочало, бóльшей частью привозное из дальних лесов Макарьевского уезда, а то так и из Казанской, Костромской и Вятской губерний, — всецело находится во власти местных торговцев-«тысячников», сосредоточивших всю выработку мочала в своих руках. Условия этой выработка — «сокового промысла», как его называют на местном наречии, — сдача в казённых лесах с торговцев крупных участков липового подроста — отдают все выгоды этого промысла в руки хозяев. Передав этим хозяевам на цене мочала, рогожники обречены на то, чтобы отдать в их же руки и выгоды его обработки.

Ветлужские рогожники ткут рогожи или самостоятельно на базар, или «в точу», т. е. по заказу хозяев из их материала. Чьё положение лучше, сказать трудно, — пожалуй, тех, кто работает на хозяев, потому что их заработок устойчивее. Тканьём рогож занимаются в так называемых «зимницах» или «рогожных», в которых семья рогожников и помещается зимой, а не в чистой летней избе. В зимнице обыкновенно помещаются два стана. Само устройство рогожного стана таково: посередине избы ставятся две деревянные стойки, к ним прикрепляются на расстоянии пяти четвертей от пола деревянный валёк, другой такой же валёк надевается на железные кольца, вбитые в стену параллельно деревянным стойкам; к обоим этим валькам привязывается основа рогожи, продетая в большое деревянное бердо; вверху над станом прикрепляется деревянный блок, посредством которого бердо поднимается и опускается. Весь этот стан устраивается самими рогожниками; покупают они только на воскресном базаре два железных кольца и берда. Обыкновенно у одного стана работают трое: один приготовляет мочало для рогожи, т. е. разбивает его на мелкие части и сортирует; двое ткут рогожу, стоя по ту и другую сторону рогожного стана. Из этих двоих один прибивает «трепалом» уток рогожи, другой принимает мочало из челнока и поднимает посредством блока бердо. Последняя работа как более лёгкая всегда исполняется или женщинами, или подростками и детьми. В семье рогожников утилизируются все силы: если в семействе есть дети 8—10 лет, то их обыкновенно заставляют продевать мочало в берда и связывать при этом концы мочал. И вот в тесном и грязном помещении «зимницы», в атмосфере, наполненной то пылью от тканья рогож, то смрадом лежащего на полу сырого мочала, идёт общая работа часов 18 в сутки. «Сами-то, видишь, мотаемся, — говорят рогожники, — и детей-то вон эконьких маем… Проспал на зорьке, — плохо твоё дело… Поэтому натягаем, чтобы не спать более трёх часов». И эта неустанная каторжная работа оплачивается на один стан, т. е. на троих человек в неделю, для лошадной половины рогожников от 1 р. 50 к. до 3 руб., для безлошадной — от 1 р. 25 к. до 2 р. 75 коп., т. е. рабочий час одного рогожника оплачивается от 0,5 до 1 копейки. Но в результате этого труда, обставленного столь тяжёлыми условиями и так плохо оплачиваемого, население одного воскресенского рогожного района производит до 600.000 рогож, сбываемых скупщиками в разные торговые центры: Москву, Иваново-Вознесенск, Ярославль, — на сумму до 78 тысяч рублей, потребляя при этом до 36 пудов мочала.

Плетение лаптей, составляющее по деревням обычное занятие стариков и убогих, местами на довольно обширных районах приобретает промышленное значение, привлекая к себе труд взрослых работников наряду со всеми членами семьи. Такое значение имеет плетение лаптей в уездах: Ардатовском, Васильском, Нижегородском, но в особенности в Семёновском уезде в селе Спасском и окружающих деревнях Чистопольской волости. Выгодность промысла основывается исключительно на отсутствии дорогих орудий производства: промысел нуждается только в особом ножике («кочедыке») да колодке, на крайнем удлинении рабочего дня и на совместном труде всех сил семьи. Дети с восьми лет вьют верёвочки, с 10—12 лет учатся плести, в 16—17 работают как следует. Вместе со всеми встают они с 12 часов ночи зимой и с непродолжительными отдыхами работают до 6—7 часов вечера. Лыко или покупают привозное, или артелями вырабатывают его сами в соседних лесах; сбывают лапти или в сёла Бор, Городец, или приезжим скупщикам из посада Пучежа Костромской губернии. В день хорошие работники сплетают пять пар лаптей и зарабатывают за неделю 50—60 копеек, семья в 4 человека — 2 р. — 2 р. 50 коп.