Резьба по камню

Резьбой по камню в Нижнем Новгороде занимались с начала XIII столетия, когда на территории кремля возводились Спа­со-­Преображенский (1225) и Михаило-Архангельский (1227) соборы: археологи обнаружили элементы их резного убранства. Позднее каждое здание получало белокаменные резные перспективные порталы с дыньками; гирьки-висяги в арках, профильные тяги цоколей.
Имелся в Нижегородском крае и прекрасный поделочный камень — «чистый, как сахар, местами волокнистый, местами прозрачный как стекло» (академик архитектуры Л. В. Даль). Он добывался жителями села Борнуково в расположенной неподалеку одноименной карстовой пещере. В начале XVIII века (село принадлежало тогда адмиралу Федору Матвеевичу Апраксину) борнуковцы продавали свой камень для поделок в другие города. При Екатерине II этот промысел был подчинен Дворцовому ведомству, частная же добыча запрещена.


Пещера, представляющая собой природный феномен, находится на правобережном склоне долины реки Пьяны в 1,5 километ­рах от села Борнуково. Подобных объектов в России насчитывается только три. Известный ботаник, профессор Московского университета С. С. Станков (1892–1962) писал: «А какое незабываемое зрелище дает Борнуковская пещера! Вход в нее находится внизу отвесной скалы и сложен из белого гипса и бело‑розового алебастра; высота его около 4 м и ширина до 6 м. Через это отверстие вы вступаете в коридор, дно которого — белый гипс, прикрытый толстым слоем наносной глины. В 2–3 местах кровля коридора подпирается естественными бело‑розовыми столбами — колоннами из чистого алебастра. По коридору, имеющему в длину около 6–8 м, вы входите в большой зал до 12 м высоты, стены которого сложены из чисто‑белого гипса. Солнечные блики ползут и играют на белых гипсовых стенах, на полу — причудливые глыбы алебастра, столбы, колонны и перекладины, построенные природой из гипса».
Нижегородский писатель, статистик, краевед А. С. Гациский (1838–1893) предлагал организовать здесь экскурсионные осмотры, осветив пещеру внутри, чтобы сделать ее удобной для обозрения. 
Камень, добываемый в Борнуковской пещере, в старину называли «леденец» за его искристую нежную окраску. Причудливые сталактиты, гроты, подземные озера с прозрачной холодной водой привлекали многочисленных посетителей. Поражали многоцветием розовые, желтые, ослепительно белые, зеленые прозрачные и дымчатые своды.
Исстари здешний алебастр, ангидрит, известняк отправлялись на отделку дворцов в Москву и Санкт-Петербург. Торговали каменными изделиями борнуковских ремесленников на Нижегородской ярмарке.
Борнуковский ангидрит тверд и красив — с золотистыми прожилками, иногда зеленоватый, часто голубой. Кроме молоч­но‑­белого тона, он имеет легкие подкраски — сероватого, желтого, бледно‑розового цветов. Из него выполнялись шкатулки и вазы, фигурки людей и животных. Он чудесно просвечивал: порой в нем был виден ажур жилок. Его называли «борнуковским мрамором».
Начало резьбы по камню в Нижегородской губернии относится к середине XIX века. Путеводитель за 1896 год сообщал: «В Княгинском уезде (где располагалось село и пещера) добывается особой породы мрамор (в так называемой Борнуковской пещере), из которого выделываются различные безделушки». Обработкой же ангидрита занимались в деревне Колковицы. Делали из него столешницы и подоконники, точили вазы, масленки, пепельницы, пресс‑папье, вырезали фигуры людей и животных. Одним из лучших тогдашних мастеров‑камнерезов считался Иван Герасимов.
На Всероссийскую промышленную и художественную выставку 1896 года в Нижний Новгород было привезено 19 видов изделий из камня, среди них — гипсовые фигурки китайцев, старухи, композиция «Китайская свадьба» работы мастера Н. А. Лабазина. Крестьянин Яков Иванович Тимошкин представил гипсовые изображения «Всадник с конем», «Собака на охоте», «Корова с теленком», «Купидон с раковиной», «Собака с оленем», а также разные статуэтки.
Столешницы из «борнуковского мрамора» экспонировались на Всемирной Парижской выставке 1900 года.

    


* * *


В 1930 году по предложению приехавшего с Урала мастера Павла Леонтьевича Шальнова здесь при артели, созданной годом ранее под руководством Федора Ивановича Мельникова, открылось художественное камнерезное производство. Шальнов набрал в бригаду местных детей и стал обучать их камнерезному делу по уральским образцам скульптуры малых форм. Со временем под стать уральцам начали трудиться Александр и Константин Егорушины, Василий Дикушев. С той поры и пошла слава о борнуковских резчиках‑анималистах. Фигурки животных сделались визитной карточкой камнерезной фабрики «Борнуковская пещера».

В 1930‑х годах артель направила несколько молодых мастеров на учебу в Московское художественное училище. Вернулись они дип­ломированными специалистами. Среди них были П. И. Гусев и П. В. Курышев.
В 1937 году изделия борнуковских камнерезов экспонировались на Всемирной выставке в Париже. Тигр из ангидрита с розовыми полосами, группа пеликанов молочной белизны, медведь из голубоватого камня, целая медвежья семья — вот сюжеты этих красивых вещей (пепельниц и письменных приборов). Образ медведя особенно удачен в борнуковской резьбе: пятнистый иссеченный камень хорошо передает цвет и поверхность медвежьей шкуры. Особым талантом в изготовлении анималистической скульптуры обладали братья Александр и Павел Егорушины, Александр и Иван Долговы, Василий Полесов.
В 1940 году в Борнукове трудились 120 кам­ нерезов и 65 шлифовальщиц. Из Перми борнуковские умельцы вернулись с дипломом Всесоюзной выставки камнерезного мастерства. Во время Великой Отечественной войны производство функционировало. В 1944 году в Борнукове выпускали чернильные приборы, пепельницы, статуэтки. Для Всесоюзной выставки 1947 года из лучших сортов камня светло‑голубых и палевых оттенков П. В. Курышев, Ф. И. Рубцов, П. А. Егорушин изготовили вазы, барельефы, фигурки животных.

* * *


После войны на производство пришло много женщин — Т. И. Пилясова, А. А. Куликова, С. П. Лапшина, З. Н. Недугова, В. Д. Пименова, Р. П. Недугова, Т. П. Гришина и другие. Формировалось новое поколение камнерезов. Художники П. В. Курышев и П. М. Минеев подбирали лиричные сюжеты и образы для изделий. Появились каменные иллюстрации к сказкам «Серая шейка», «Золотая рыбка». Складывались династии камнерезов — Рубцовых, Курышевых, Карасевых, Верхолетовых, Евстифеевых, Долговых, Егорушиных, Мельниковых.
В 1951 году художественный руководитель артели «Борнуковская пещера» П. В. Курышев создал ставшую знаменитой скульптуру коня. В 1955‑м работы камнерезов демонстрировались в Лондоне. В 1958‑м «курышевский конь» был представлен на Всемирной выставке в Брюсселе, затем покорял сердца посетителей выставочных залов в Англии, Франции, Японии, США.


* * *

      В 1957 году из‑за неправильной организации взрывных работ борнуковцы лишились своей пещеры‑кормилицы: вход в нее завалило, а сама она пришла в аварийное состояние. Добывать камень стало опасно. Его пришлось завозить из Куйбышевской области, Краснодарского края.
С 1965 года Борнуковская пещера относится к особо охраняемым территориям Нижегородской области. Этот памятник природы представляет собой заброшенный гипсовый карьер с уникальным геологическим обнажением и остатками пещеры — некогда крупнейшей подземной полости Русской равнины.


* * *


В 1960‑х годах артель «Борнуковская пещера» превратилась в фабрику. Вместо кирпичного сарая появилось добротное про изводственное здание, расположенное на се­веро‑восточной окраине села. В здании разместились распиловочный, кам­не­рез-но‑­художественный, шлифо­валь­­но‑­поли­ ровочный, токарный цехи. Распиловочный и токарный были полностью механи­зированы, при шлифовке изделий тоже применялись станки, и лишь камне­резно‑художественный цех, естественно, оставался местом исключительно ручного труда. Каждый мастер имел свой «почерк». В это время особенно искусными камнерезами считались Филипп Иванович Рубцов, Павел Федорович Рубцов, Александра Ивановна Недугова, Евгения Федоровна Карасева. Борнуковская игрушка с успехом экспонировалась на различных международных выставках. Изделия борнуковских мастеров покупали в Японии, Германии, Англии, США, Франции, Финляндии, Швеции.

В настоящее время на фабрике разработано более 70 видов высокохудожественных изделий. Это бытовые предметы: ночники, пепельницы, чашечки, лоточки; декоративные изделия: экраны, мелкая анималистическая скульптура, а также разнообразные сувениры. Анималистическая скульптура становится в Борнуково традиционной и занимает ведущее место в ассортименте. 

    Изготовляют борнуковские мастера изделия мягких пород камня - селенита, кальцита, гипсового камня - ангидрита. Местный поделочный камень богат по расцветке, он может быть голубым, рыжеватым, коричневым, зеленым, розовым. Свойства этого высокодекоративного мягкого камня определили стилистические особенности как художественной резьбы по камню, так и промысла в целом. В скульптурах народных мастеров видны обобщенность форм, характерные особенности силуэтов, мягкие сочленения деталей, умение художника точно передать повадки и характеры различных животных. Особое место в борнуковской скульптуре занимает русский медведь, над образом которого плодотворно  работал художник-камнерез Павел Курышев.

В творчестве другого мастера - Петра Минаева преобладают динамические образы скачущего коня. Возвышенный романтизм и эмоциональная приподнятость являются отличительными чертами

  Борнуковские мастера вырабатывают изделия из селенита, кальцита, гипсового камня, применяя токарную обработку, объемную и рельефную резьбу, гравировку. Изделия борнуковских камнерезов отличают лаконичная и острая характеристика образов в фигурках животных и птиц, простота и изящество форм в бытовых вещах, выявляющие красоту и специфику материала. Это бытовые предметы - ночники, лоточки, чашечки, туалетные приборы, принадлежности для курения (пепельницы различных форм и размеров), вазы для цветов; декоративные изделия - мелкая анималистическая скульптура, которая стала в Борнукове традиционной и занимает в ассортименте ведущее место; разнообразные сувениры и подарочные изделия. Изделия промысла постоянно экспонируются на отечественных и зарубежных выставках.