Новинская деревянная игрушка Чкаловского района самая ранняя игрушка в Нижегородской области. В ней сохранены черты глубокой древности. Она похожа на египетские и ранние кустарные игрушки Европы XV – XVII веков. Первый «слой», самый ранний, близкий к архаическому первобытному искусству, состоял: из «коньков на колёсиках» (каталка-колёски, совмещающая две головы коней); «каталок» (каталка-вертушка); «кузнецов» (игрушка на планках); «меленок» (каталка-меленка).
Более поздний – отразивший быт XVIII - первой половины XX столетия состоял из «упряжек – каталок одиночных, парных и тройкой».
Выразительная условная форма, лихо изогнутые шеи пристяжных, яркая и нарядная окраска, пышно нарисованная сбруя и орнаментация карет – выделяют эти игрушки в ряду русской крестьянской игрушки в особую группу.

Игрушки начали создаваться на Нижегородской земле очень давно. Крестьяне мастерили их долгими зимними вечерами. Мужчины выстругивали детали, женщины расписывали. По весне изделия часто везлись на ярмарку. В числе наиболее древних игрушек – каталки на колёсиках. Их можно перемещать, держа за палочку. Образцы подобных изделий относятся к XV – XVII векам. Очень своеобразна каталка с соединёнными головами двух коней – это славянский солнечный символ. Есть предположение, что аналогичные игрушки существовали в Египте. В таких изделиях угадываются черты глубокой древности. Другая разновидность игрушек – каталки-вертушки. При перемещении отдельные фигурки в них начинают вращаться. Особняком стоит игрушка на планках – «Кузнецы»: два человечка стучат молоточками по наковальне. Более поздние образцы – это упряжки. Они могут быть одиночными, парными и тройными. В этих фигурках нашли отражение наблюдения мастеров за окружающей действительностью. Они видели подобное в жизни и старались запечатлеть в виде деревянных игрушек. Весьма реалистично выглядел тарантас. Силуэты коней очень выразительны, с грациозно изогнутыми шеями.

 

 На сегодняшний день ни в здешнем краеведческом музее, ни у жителей Чкаловского района не сохранилось образцов традиционной новинской игрушки. Воссоздание образцов игрушки происходили по книге Д.В.Прокопьева «Художественные промысла Горьковской области», которая внесла ясность об игрушечниках Чкаловского района. По описанию и гравюре Грозевского и началось воссоздание первых образцов игрушки чкаловским мастером, руководителем "Центра народных ремесел" села Новинки Александром Анатольевичем Баукиным.

24 сентября 2008г. образцы традиционной Новинской деревянной игрушки были утверждены на областном художественно-экспертном совете и отнесены к изделиям  народных художественных промыслов Нижегородской области.

 

   Игрушка всегда была элементом народного быта. Дом без игрушек считался бездуховным.   Игрушки создавали  в доме атмосферу, гармонирующую с окружающим миром. Игрушки помогали ребенку научиться ходить, самостоятельно изучать окружающее его пространство. Для этой цели изготавливались различные каталки на палочке. Все гениальное - просто. На палке крепились колесные оси с подвижными деталями. Игрушка увлекала ребенка - и малыш начинал ходить вслед за палочкой с прикрепленной игрушкой. Наступала очередь каталки, но уже на веревочке. Чаще всего это был конь - как символ солнца. Ребенок чувствовал, что его друг следует за ним по пятам, покорный воле хозяина. Таким образом, ребенок впервые мог почувствовать себя сильным и смелым другом для своей игрушки.

     Была такая примета: если дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если небрежно обращаются с игрушками, быть в доме беде. Игрушек было немного, но каждая из них не только развлекала, но и обучала малыша, подготавливая его к дальнейшей жизни.

 

 Изготовление игрушек было тесно связано с повседневным укладом жизни и особенностями быта народа. Приемы изготовления игрушек совершенствовались на протяжении веков вместе с ростом народной культуры; при этом всегда сохранялись и развивались особенности местных художественных традиций, которые и составляли в целом прочные основы национального производства игрушек.

В 1960 году  11-16 мая на территории Чкаловского района работала этнографическая экспедиция Нижегородского Государственного историко-архитектурного музея-заповедника. В дер. Ельзенькино беседовали со старым игрушечником Владимиром Ивановичем Опариным, который изготовлял  «коньков», «кузнецов» и детские тележки. В деревне Яковлево были получены сведения по игрушечному промыслу у одного пожилого мастера, который занимался изготовлением игрушек до 1947 года.  

       Мастерили игрушки из осины и сосны с помощью топора и ножа, сочетая столярные и резные детали с токарными. Скупыми и точными, в совершенстве отработанными приемами создавались игрушки простых и строгих, классических по своей ясности форм.  Степень художественной обобщенности старых новинских игрушек доведена до символического звучания. Не случайно именно эти характерные местные игрушки были самыми дешевыми и ходовыми на местных базарах.   Изготовлением игрушек, в основном, занимались зимой.

В XIX веке возник иной тип деревянной игрушки - с элементами жанра. Народное праздничное веселье породило ряд образов, прочно вошедших в народное искусство. Символом русского праздника, его эмблемой стала тройка в расписном уборе со звоном бубенцов и колокольчиков. Катание на тройках, как и катание с гор, как и блины на масленицу, - чисто русский обычай.  Картина праздничного национального быта нашла отражение и в новинской деревянной игрушке.

      Позднее роспись этих игрушек усложняется, обогащается. На фоне основного цвета – красного, черного, лилового – разрабатываются детали – хомут, седло, попона, дуги.   В росписи  применяется сусальная позолота.  Промысел отличался своеобразным стилем, техникой, имел свое художественное лицо.

По  данным Статистического Отделения Балахнинской Уездной Земской Управы 1905г.  Шапкин Николай Никитич, житель деревни Леденцово Павелковской волости, зимой красил солоницы и детские  игрушки, кто попросит – ложки, а на один месяц был подрядчиком по каменной части, поэтому он первый и узнал новые способы окраски игрушек и солонок. Вместо примитивных водяных и клеевых красок Шапкин использовал лак и олифу, придавая игрушкам яркий блеск поверхности и сочность красок.

        О новинских златогривых конях упоминает Н.А.Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо».  Собирая материал для поэмы, Некрасов много ездит по России. Где мог он видеть этих коней?  Конечно же, на Нижегородской ярмарке.   Известно, что в первой половине августа 1863 года Некрасов вместе с А. А. Буткевич ездил на ярмарку в Нижний Новгород: 

                             Он гордо шел, жевал калач,

                             В подарок нес жене кумач,

                             Сестре платок, а для детей

                             В сусальном золоте коней.

       Художественно-образное решение новинских деревянных игрушек настолько неразрывно связано с мастерством ручного изготовления, что введение в производство механического оборудования потребовало бы изменения ассортимента, стандартизации игрушек. Поэтому игрушечники созданного промколхоза «Правда» использовали деревообрабатывающие станки только для первичных операций по разделке древесины. Но в основных процессах топор по-прежнему имел для мастера основное значение, как и  нож. 

 

 

Второе рождение

В XX веке судьба промысла складывалась сложно. В 1928 году была организована Новинская промартель «Правда». Она просуществовала до 1947 года и была ликвидирована. Об игрушках стали постепенно забывать. Лишь некоторые из пожилых умельцев продолжали создавать деревянные фигурки. Одним из старейших мастеров был Ефим Семёнович Игнатьев, который до 70-х готов делал игрушки. Примечательно, что в 1960 году проводилась этнографическая экспедиция. Исследователи беседовали со старым мастером Владимиром Ивановичем Опариным. Однако прошло ещё пять десятилетий, прежде чем наступило второе рождение новинской игрушки. Огромная работа была проделана Александром Анатольевичем Баукиным. Вёлся поиск материалов об уникальном промысле. Облик изделий воссоздавался по сохранившимся фотографиям. Временем возрождения игрушки стал 2008 год.

Сейчас она относится к народным художественным промыслам Нижегородской области. С 2010 года действует Новинский центр ремёсел. Именно там занимаются созданием традиционной деревянной игрушки. Кроме того, открыт музей крестьянского быта «Русская изба». В нём, помимо других экспонатов, представлены образцы изделий замечательного промысла. Сложность и лаконичность Новинские игрушки на первый взгляд кажутся простыми. Лаконичность форм – одна из их отличительных особенностей. Каждая игрушка – это законченная композиция, где всё соразмерно и нет ничего лишнего. Однако процесс изготовления очень сложен. Используется древесина сосны, ели, осины, берёзы. Отдельные детали вытачиваются на станке, затем обрабатываются вручную при помощи ножа. Игрушки делаются без гвоздей. Сборка тарантаса осуществляется с использованием клея. Уникальная особенность новинской игрушки – не спадающие колёса. Они делаются не только без гвоздей, но даже и без клея. Ось вытачивается заранее и тщательно высушивается. Колесо же изготавливается из свежей древесины. Оно насаживается на ось, пока ещё влажное. В процессе высыхания колесо уменьшается в диаметре. В результате оно прочно держится на оси, как будто прирастает к ней. Круги и линии Роспись достаточно немногословна. Тройные концентрические круги символизируют связь поколений. Почти всегда присутствуют и параллельные линии. Игрушка «Кузнецы» украшается цветочками, состоящими из точек. Роспись производится акриловыми красками. Из цветов часто используются белый и чёрный, а третий берётся произвольно. Иногда гривы коней делаются золотыми – в былые времена такие игрушки были самыми дорогими. Колёса крутятся – они подобны круговороту жизни. Игрушка возрождается на радость детям и взрослым. Мудрые в своей простоте изделия создаются руками умелых мастеров. Знакомство с уникальным промыслом – это ещё одна возможность приобщения к корням родной культуры. Очень важно, когда это происходит в детстве. Народная игрушка может здесь замечательно помочь.