Почему на Приволжских землях в границах современной Нижегородской области издревле существовало такое количество самобытных народных ремесел? Загадка вряд ли будет разгадана до конца, но факт остается фактом: по мнению специалистов, значимость нижегородских промыслов в развитии художественной культуры России можно сравнить лишь с ролью Великого Новгорода.

Удивительным  является тот факт, что на небольшом расстоянии друг от друга поя­вились (и, к счастью, по нынешний день существуют) сразу три центра росписи — хохломская, городецкая, полхов-майданская (причем первые два разделяют всего 40-50 километров). Каждая из них имеет свою, только ей при­сущую цветовую гамму, технику письма, особенности ком­позиции. Нижегородская матрешка, хохломская и городецкая роспись известны далеко за пределами страны, и сегодня их по праву можно назвать полпредами России.

Такого изысканно красивого, дорогого, украшенного слож­нейшей по технике исполнения золотной вышивкой костюма, какой надевали по праздникам нижегородские крестьянки, не было ни в одной европейской стране. А в нашем крае его аж в трех селах изготавливали (в Чернухе Арзамасского уезда, Без­водном на Волге и Городце), и в каждом на свой неповторимый манер. До наших дней сохранились образцы «нашей дивной обряды» — как ласково называли женщины эти наряды.

                     

г. Горбатов Павловского района

с. Чернуха Арзамасского района

В первой половине XIX века всей России были известны мерлинские платки (с. Скородумовка неподалеку от Лукоянова). По красоте и качеству они были вне конкуренции.

Славу Нижегородской гу­бернии принесли и балахнинские кружевницы, которые создали свой особый «балахонский ма­нер», сочетавший изысканность западно-европейских кружев и русские народные традиции. Некоторые зарубежные исследо­ватели называют балахнинское коклюшечное кружево XIX века лучшим русским кружевом.

В Арзамасе существовал необычный промысел по вяза­нию обуви — «вязанок». Товар пользовался большим спросом, так как ничего подобного не было во всей России.

Самобытной красотой вос­хищают глухая домовая резьба, казаковская филигрань, пав­ловские изделия из металла, борнуковские скульптурки зверей, шахунское ткачество... И пере­числение это можно продолжить.

К сожалению, время часто немилостиво к творениям рук человеческих. Почти не осталось в деревнях и селах до­мов, украшенных глухой резьбой, уже не зальется под дугой голосистый пурехский колокольчик, русская девица-красавица не пройдется перед подругами в расшитой золотом епанечке или накинутом на плечи мерлинском платке... Уходят народ­ные традиции, сплачивавшие веками людей, уходят народные мастера-умельцы, наделенные даром нести в повседневную жизнь добро и красоту, все тоньше становится ниточка, связы­вающая поколения.

 

И чтобы сохранить историческую память, сберечь бесценное культурное достояние, оставленное нам в наследство предками, и создан этот сайт.