Жбанниковская (городецкая) глиняная игрушка.

 
 Родившись в Городецком районе, Нижегородской области название свое игрушка получила от  деревни Жбанниково, хотя делали ее и в близлежащих деревнях – Роймино, Проскурино, Рыжухино, Смиркино, Старцево, Язвицы, Щадрино.  Согласно археологическим данным, она датируется 13-м веком. Жбанниковская игрушка - это игрушка-свистулька, имеет три опоры - две небольшие кругленькие ножки и 3-й опорой является свисток. Была и 4-х опорная  игрушка – конь на 4-х ногах,  воплощал его Сироткин Степан Григорьевич.

  Образы свистулек как простые - архаичные, зооморфные – баран, конь, олень, лось, бык, петух,  так и более сложные, мифологические и  антропоморфные  – птица Сирин, полкан, воин, всадник с солдатом, гармонист. Любимые персонажи и сюжеты у каждого мастера были свои, по настроению и по цветовому решению.
Из единого кусочка глины мастер создает небольшой музыкальный инструмент. Делается полость, затем вытягивается  глина  для свистка, и залепляется – получается полая внутри основа для игрушки. Определяется  в игрушке верх и низ, по бокам осторожно делаются  маленькие кругленькие ножки - подставки и начинается самое главное – рождение образа. Очень аккуратно, сильно не нажимая на нутро, тянется  глина наверх,  и из получившегося кусочка глины  уже вылепливаются  голова и нужные детали образа - ушки, рожки. Тщательно отглаживается получившийся персонаж и в конце работы мастер умелым движением с помощью палочки-стеки делает свисток. Два отверстия – одно под углом внутрь игрушки, второе  - от свистка через первое отверстие. Мастера говорят,  « сто игрушек надо сделать, чтобы каждая звучала».  Изделие сохнет и,  как и всякая вещь из глины, работа  требует обжига. В деревнях использовали печи, или копали яму и делали костер.

    Роспись игрушки довольно простая, но самобытная. Сначала одним цветом выполняется фон,  а затем сверху тычками из поролона или ватной палочки наносится полоски разных цветов. Одна цветовая полоса под  другой – два, три, четыре цвета может быть на одной игрушке. Во время расцвета городецкой, хохломской росписи, на игрушку наносился и городецкий узор, и хохломские золотые кудри. Краски использовали масляные, и в завершении, игрушку покрывали  лаком. Сейчас используют темперу, однако по сложившейся традиции, наносят сверху лаковое покрытие.

 

    О свистульках из деревни Жбанниково, о лепных коньках, птичках, оленях и барашках мастеров Белова и Потатуева писал краевед Д. В. Прокопьев, отмечая своеобразие форм и узоров изделий. Геннадий Блинов упоминает мастера-дудочника, работавшего еще до первой мировой войны, Василия Дудкина, возможно, принадлежавшего к династии игрушечников. Автор также отмечает архаическую оригинальность и консервативность формы городецко-жбанниковских свистулек. Силуэт городецких дудок вписывается в равнобедренный прямоугольный треугольник, поставленный на один из катетов. При этом туловище любой игрушки не отличается от другой – будь то петушок, барашек или олень. Различные животные и птицы разнятся друг от друга только моделировкой головы, – замечает Блинов. Говоря о творчестве старейшего мастера Лариона Трифоновича Потатуева (1912–1941), чьи работы хорошо представлены в ХПМИ Сергиева Посада и в Московском музее народного искусства, Блинов отмечает зависимость этого мастера от городских образцов, от оловянных солдатиков, фарфоровых статуэток птиц и животных, но вместе с тем подчеркивает, что в большинстве изделий мастер работает в народной традиции, обогащая ее жанровыми сценками с людьми и животными.

   В фондах НГИАМЗ и в экспозиции МИХП НО нижегородская керамическая игрушка представлена как поливными одноцветными образцами Балахны, так и однотонными и разноцветными керамическими изделиями Городецкого района. В музеях Городца находятся богатые коллекции свистулек из деревни Жбанниково, которые своей образной спецификой дали название целому пласту нижегородской игрушки из глины. Самые архаичные формы свистулек представляют собой предельно стилизованные фигурки животных и птиц, опирающихся на три точки, в которых образ скорее угадывается, нежели конкретно представляется. В Приузолье мастера лепили такие традиционные поделки, как свистульки-кони, птички, барашки, олени золотые рога, бычки, петухи и другие птицы. Реже нижегородские мастера, в отличие от филимоновских и вятских керамистов, лепили фигурки людей. Как и в изделиях из дерева, в глиняных свистульках сливались черты древней игрушки и современная ее интерпретация тем или иным мастером. Сам материал, глина, казалось бы, позволял более, чем дерево, оригинальничать, но мастера придерживались старых традиций, поэтому в изображении животных присутствует некая сказочная архаичность и они воспринимаются героями русской мифологии, когда каждый персонаж мог быть ипостасью того или иного природного явления, обожествленного и мифологизированного. Конь-свистулька ассоциируется с Хорсом, не случайно он часто красился в красный цвет, а также с Перуном и Даждьбогом. Козлик, баран или медведь заставляют вспомнить мифологический образ древнейшего бога Велеса, курица ассоциируется с Макошью, петух – с Дивом, олень – с Родом. Лепили мастера фантастических птиц – сирина, алконоста – и животных, полуконей-полулюдей – полканов. Мифологические корни игрушки скорее интуитивно ощущались, чем осознавались мастерами, что не делает образы менее привлекательными, и спрос на свистульки всегда был велик.

    Чтобы изготовить хорошо звучащую свистульку, необходима сноровка. Умелые движения рук создавали форму изделия, которое оставалось внутри полым, затем с задней его части делался срез, и палочкой протыкались три необходимые для издания звуков отверстия. После этого свистулька сушилась, обжигалась и раскрашивалась эмалиевыми красками в красный, зеленый, оранжевый, синий и желтый цвета с золочением рогов у парнокопытных и гребешков у петушков, а также с нанесением характерного украшения губкой или штампиком, сделанным из ткани, или расписывалась городецким узором.

     Неизвестно точное время возникновения промысла свистулек в деревне Жбанниково Городецкого района. При археологических раскопках в Городце были найдены подобные изделия, и их отнесли к XIII веку. В начале XX столетия такие свистульки лепили не только в Жбанникове, но и в деревнях Проскурино, Шадрино и Роймино. В 1930-х годах жбанниковская свистулька получила широкую известность. Впоследствии мастеров, изготовлявших эту продукцию, становилось все меньше и меньше. Особенно ценились в свое время свистульки Степана Григорьевича Сироткина, по его стопам пошла и дочь, Валяева Марфа Степановна, мастерица из деревни Шадрино. Мастер Вадим Николаевич Жарков научился свистулечному ремеслу от своей родственницы М. С. Валяевой – так от одного к другому передаются вековые секреты и не угасает древний промысел. Шадринские ребята тоже взялись изучать и осваивать мастерство изготовления глиняных игрушек. Ведь свистульки – не просто баловство и забава. Как считали в древности, свист отгоняет нечистую силу, а добрых духов приманивает. Не случайно праздники весенние не только песнями и танцами, но и соревнованиями свистулечников славились. Эти поделки можно отнести к духовым музыкальным инструментам, игра на которых способствует ритмизации дыхания и развивает легкие.

    В совершенстве владеет секретами этого дела Прасковья Степановна Тимофеева, которая создала у себя дома своеобразный музей жбанниковской свистульки и чьи произведения находятся в самых престижных музеях России и частных коллекциях. Медали ВДНХ, многочисленные дипломы за участие во всероссийских и всесоюзных выставках народного творчества, членство в Союзе художников России – свидетельства признания ее таланта и преданности любимому делу. Родилась Прасковья Степановна в 1925 году в деревне Жбанниково Нижегородской губернии и мастерство изготовления свистулек освоила, как это часто и бывает в народном искусстве, глядя на работу старших мастеров. Она училась их делать, прежде всего, у отца, за его работой глядючи. Сама научила лепить игрушки сына, дочь, а теперь – и внуков. Живя в поселке Первомайске, занимается с местными ребятишками, которым передает секреты своего мастерства.

    П. С. Тимофеева, являясь потомственной игрушечницей, бережно относится к традиции, и в то же время она привносит в изделия свое видение образов. Так, оленей Прасковьи Тимофеевой легко отличить от оленей Разгуловой Анны из деревни Роймино. Птицы Алконост, Сирин и Феникс, сладкоголосый Гамаюн в интерпретации Тимофеевой имеют не только фантастический характер, но и наивную прелесть народных образов. Занимательны сюжетные фигурки, выполненные Тимофеевой – это разнообразные всадники: гусары и пехотинцы, римские воины и красноармейцы, гармонисты на оленях и бабы на козлах и конях. П. С. Тимофеева является членом Союза художников России. Она участник многих региональных, областных и международных выставок, дипломант многих всероссийских выставок произведений народных мастеров. Ее сын, Константин Фомич Тимофеев, – также мастер игрушки. Воин со щитом, воин 1812 года, всадник на олене, казак, гармонист и офицер-кентавр – образы, имеющие много общего со свистульками Прасковьи Степановны, и вместе с тем отличающиеся своей изюминкой. Лепит игрушки и дочь Прасковьи Степановны Анна, внуки Михаил и Евгений, которые часто осовременивают образы: мышь с сыром и утенок-макряк с долларом напоминают персонажей из мультипликационных фильмов, хотя традиционные черты в них также прослеживается. Особенно эффектно смотрится белый дракон с типичной городецкой росписью Евгения Тимофеева. Образ совсем не страшный, а сказочно нарядный и веселый.

    Еще одна старейшая мастерица, Анна Дмитриевна Разгулова, часто обращается к маленьким игрушкам, к пигалам - пигалицам, которые представляют собой разноцветный глиняный зверинец: розовые кони, красные собачки, желтые, зеленые и синие бараны, с разрисованными точками боками. Геннадий Разгулов, сын Анны Дмитриевны, чаще всего делает черных зверьков и животных с росписью. Другая игрушечница, Валяева Марфа Степановна, предпочитает оранжевый и коричневый цвета, а ее дочь – роспись по черному фону.

    Из современных городецких мастеров активно с белым фоном и яркой раскраской работает Елена Акимовна Рябинина. А Вадим Николаевич Жарков из деревни Старцево предпочитает контрастные сочетания красного с черным – олень – или черного с желтым – петух, – или совсем неожиданное цветовое решение: собачки черного цвета с голубым и желтым оформлением.

    Сейчас игрушкой занимаются как потомственные мастера, так и ценители народного промысла. Изготовляют как традиционную свистульку, так и на основе свистка-дудки авторскую игрушку.

   Жбанниковская игрушка компактна и лаконична, ее формы явно восходят к древнейшим прототипам, но воспринимаются по-современному остро и свежо. Художественную выразительность свистулек усиливает цвет, то естественный, как у обожженной глины, то черный, красный, синий, желтый или зеленый, по которому идет орнаментовка – в одних случаях она отличается простотой и незатейливостью, в других мастера используют характерный для Городца растительный узор. Темный эмалевый фон в сочетании со светлой орнаментикой и серебрениемалюминиевым порошком в некоторых случаях создают эффектное декоративное чудо на форме в виде пирамиды с разнообразными головами.

    В жбанниковской игрушке особенно хорошо просматривается фолк-дизайнерская основа, когда незначительная модификация базовой формы и орнаментики дает массу вариантов оригинальных изделий. Неважно, что в природе не бывает такой формы и цвета коней, лосей и лисичек, коровок и оленей, петушков и курочек, уточек и гусачков; главное, что их можно вылепить из влажной глины, обжечь в печи, разукрасить в самые разные цвета и создать праздник – свистопляску с игрой на жбанниковских свистульках. Жбанниковские дудошники – так называют народных мастеров свистульки на местном наречии – еще не перевелись, живет эта игрушка, радуя детей и взрослых.