Резьба по дереву

Выразительной рельефной резьбой по дереву занимаются мастера Семенова и Городца: шкатулки, вазы, панно, сундуки и резные доски с фигурами животных, стилизованными лицами людей, традиционные пряничные доски (с их помощью штампуются узоры на пряниках перед выпечкой) во многом следуют образцам, которые оставили мастера прошлого. Традиции резьбы по дереву продолжают фабрика Городецкой росписи и Семеновской росписи.

В Семенове вы можете встретиться с мастерами, занимающимися инкрустацией по дереву - они делают мебель и предметы утвари, украшая их узорами из наклеенной и покрытой лаком соломы различных оттенков. Но в то, что это именно солома, невозможно поверить, даже взяв в руки такую шкатулку или подсвечник.

Наиболее колоритным образцом русской избы является дома, украшенные глухой резьбой, а в Нижегородском крае таковых сохранилось не мало. Этот вид декоративного искусства получил название "корабельной рези" (ибо изначально резьбой украшали носовые части кораблей и лодок), а позднее "домовой" или "глухой" резьбы. При всей традиционности образов и технологии изготовления резьба на крестьянских избах Нижегородской области различна в зависимости от времени и места изготовления. Особенно богатая она в Городецком, Чкаловском, Балахнинском районах. Резьба трудоемка и требует большой физической силы, мастерства и фантазии.

Нижегородская глухая (домовая, корабельная, бáрочная) резьба по дереву была распространена в декоре лобовых досок, лопаток и оконных наличников в домах приволжских уездов Нижегородской губернии с середины XVIII до начала XX века. Глухая резьба ведет свое начало от украшения волжских судов, что отразилось в ее втором названии – «бáрочная резь». По контуру рисунка – припороке – на гладко обструганную сосновую доску наносились иглой отверстия. Затем холщовым мешочком с истолченным углем – паузой – мастер пропорашивал рисунок, благодаря чему проступал контур изображения, и обводил его плотницким карандашом, а также намечал глубину рельефа. С помощью нескольких закругленных долот выбирался фон и создавался рельеф. Далее «выглаживалась» поверхность рельефа и наносились мелкие детали. После окончания резной работы доска покрывалась олифой.

Наибольшей концентрацией памятников глухой («корабельной», «барочной») резьбы обладали Нижегородский, Балахнинский и Городецкий уезды, в которых в конце XVIII – первой половине XIX в.  было сосредоточено волжское судостроение. Характерно, что глухая резьба возникла в этих местах почти одновременно, что свидетельствует о тесных связях местных артелей.


 

Проработав зиму на строительстве судов и спустив их на полую воду, судостроители с весны искали себе заработок по волжским деревням, вследствие чего приемы «корабельной» резьбы стали использоваться в жилом деревянном зодчестве Поволжья – ею украшали лобовые доски, лопатки  и оконные наличники домов. Кроме Нижегородской области глухая резьба встречается в селах соседних областей – Костромской и Ивановской.

Как правило, глухая резьба выполнялась не одним мастером, а артелью. Работа была разделена на несколько операций. Рисунки для резьбы – так называемые припороки – обычно хранились у руководителя артели. По контурам рисунка на гладко обструганную сосновую доску (обычно толщиной 4–6 см) иглой наносились отверстия. Затем  мастер припорашивал рисунок холщовым мешочком с истолченным углем – паузой, благодаря чему на доске отчетливо проступал контур будущего изображения. После этого рисунок обводили плотницким карандашом, а по торцу доски отмечали допустимую глубину рельефа.

В начале работы использовали нескольких закругленных долот, с помощью которых выбирался фон и создавался рельеф. Края узора не оставляли острыми, прямо вырубленными, они слегка «заваливались», что делало узор более пластичным, способным создавать мягкую игру света и тени. На этой стадии работа не прекращалась, ибо мастер считал необходимым «выгладить» шероховатую поверхность рельефа, сделать более выразительными мелкие детали – нанести жилки на листья, придать рельефность лепесткам цветов, разузорить их серединки, подчеркнуть игру чешуек на хвостах русалок-берегинь. После окончания резной работы доска 2–3 раза покрывалась олифой в целях консервации и иногда раскрашивалась.

«Корабельная резь» - конец 18-го столетия, а «глухая» резьба является производной от неё, принесённой сначала в прибрежные селения, а затем и в глубинные деревни плотниками – судостроителями.  Орнамент был почти одинаков и на судах и на избах. Резной убор украшал здания, сливался с его архитектурным решением и придавал дому праздничный вид. Такой искусной резьбы не знала ни одна губерния.

Украшением экспозиции «Русская изба» в «Усадьбе купца А.А.Худякова» служат резные оконные наличники, ранее украшавшие деревянный дом в Балахнинском уезде в конце 19 столетия, а сейчас это уникальный памятник народного резного искусства. Выполнены они «глухой» и «прорезной» резьбой. «Прорезь», как дальнейший этап «глухой» резьбы, новая форма архитектурной декорации в деревне. Если в обрабатываемой поверхности сделаны сквозные прорезы или пропилы – резьба «прорезная», «пропильная». Если сквозных отверстий нет, то эту резьбу называли «глухой».

«Наличник - декоративное обрамление оконных проёмов здания. В деревянном строительстве выразительность обрамления проёмов достигается оригинальностью форм самого наличника в сочетании с орнаментацией. Наличник на окне – словно лицо дома, его визитная карточка». - БСЭ т.29 стр.79.  Двустворчатые, распашные ставни, и боковые части наличника выставленного в экспозиции музея - украшены скромно. Особый интерес представляет фигурное изображение на доске «очелья» ( верхняя часть наличника) выполненное сочетанием «прорезной» и «глухой» резьбой, и на нижней части наличника, где изображение нанесено «глухой» резьбой. На « очелье» помещён изображённый в профиль, стоящий лев, с кудрявой гривой, длинным хвостом. Пасть открыта, язык высунул. Лев как будто предупреждает прохожих: « с плохими мыслями и замыслами не приближайся, дам отпор – я хранитель покоя в доме». Сбоку расположился  растительный орнамент. По краям «очелья» вырезаны изогнутые ветки растений (накладные). Над  «очельем» очень пышные, как бы «барочного» типа – «навершье» (вершина-толк. сл.В.Даля т.2). Они оформлены «геометрической», орнаментированной резьбой. Низ украшен накладной, ажурной каймой, выполненной «прорезной» (выпиловочной) резьбой.

Нижнюю доску наличника, мастер украсил «глухой» резьбой, выпилив сказочное животное – одноглавого дракона. Туловище, хвост и лапы – чешуйчатые, красивое резное крыло – раскрыто. Дракон левой лапой держит пойманную змею, которую заглатывает. Низ наличника украшен ажурной каймой, в виде листиков, выполненных «прорезной» (выпиловочной) резьбой.

Выполнение «глухой» резьбы было доступно далеко не всякому, а лишь мастерам высокой квалификации, знающим свойства дерева, умеющим работать целым набором полукруглых долот – главными в этом виде резьбы инструментами. Работали артелью, главный в которой был обычно и её художественным руководителем. У него имелись рисунки резьбы, так называемые «припороки». По контурам рисунка были нанесены иглой отверстия. Поэтому, когда рисунок накладывали на гладко обструганную сосновую доску, обычно толщиной 4 – 6см., и мастер припорашивал его холщовым мешочком с истолчённым углем – «паузой», на доске отчётливо проступал весь контур фантастической ветви или чудо – зверя. Рисунок обводили плотницким карандашом, затем по торцу доски отмечали допустимую глубину рельефа, и резчик начинал работать несколькими закруглёнными долотами, выбирая фон и создавая рельеф. Но мастер не оставлял острыми, прямо вырубленными края узора. Он «заваливал» узор, делал его более мягким, пластичным, способным создавать мягкую игру света и тени. Но и на этой стадии работа не прекращалась, ибо мастер считал необходимым «выгладить» шероховатую поверхность рельефа, нанести мягкие детали – жилки на листья, сделать более рельефными лепестки цветов, разузорить их серединки, подчеркнуть игру чешуек на хвостах русалок – берегинь. На этом кончалась резная работа: доска 2 – 3 раза покрывалась олифой (в целях консервирования) и иногда раскрашивалась. Технику нижегородской «глухой» домовой резьбы удалось установить исследователю народного искусства М.П.Званцеву, со слов бывшего резчика Василия Михайловича Попова из села Владимирского Борского района в 1929году.

Над «глухой» нижегородской резьбой работали мастера – виртуозы, каждый из которых в совершенстве знал дело, был подлинным художником, вносившим в традиционный узор резьбы свои детали. Гордые своим мастерством, эти народные художники оставили нам свои имена Михаил Малышев д. Малые Вишенки, Фёдор Конкин, Александр Родионов, А. Молодцов 1889г. д. Бешенцево, С.Д. Удалов 1872г. Кстовский р - н. Как мы видим, народная резьба далеко не безымянна, лучших мастеров знали при жизни, помнят и сейчас. Ведь рассказывали о мастерах резьбы, помогали расшифровывать их инициалы именно жители тех сёл, где ставили они свои замечательные дома.

Глухая резьба просуществовала до начала XX в., так как уже в конце XIX в. появляется "пропильная" техника, более легкая в исполнении. Но еще можно встретить в Нижегородской области старые дома с глухой резьбой, а отдельные ее образцы, собраны и хранятся в музеях.


Ложка. Старообрядческая. Ниж. губерния. XIX век.


Валёк. Ниж. губерния. Начало XX века.


Рубель. Ниж. губерния. Начало XX века.


Пряничная доска. Ниж. губерния. Начало XX века.


Прялочное донце. Ниж. губерния. Конец XIX века.


Оконный наличник. Ниж. губерния. Конец XIX века.


Верх и низ оконного наличника. Ниж. губерния. Конец XIX века.