Хохломская роспись

Золотая хохлома – один из старинных самобытных русских  народных промыслов, на протяжении веков формирующий быт и жизненный уклад целых поколений и являющийся неотъемлемой частью российской культуры. Особенностью хохломского промысла является изготовление золоченой деревянной посуды без применения драгоценного металла и своеобразная растительно-травная роспись. Символом хохломской росписи стала огненная жар-птица, украшенная яркими цветами. Столицей золотой хохломы по праву считается город Семенов, расположенный в 80 километрах от Нижнего Новгорода.

Хохломской промысел насчитывает  более трёх столетий. Он зародился  в нижегородском Заволжье  и пошел от иконописи. Это было время обширного заселения нижегородских земель разным людом, среди которого были «старообрядцы» - противники церковных реформ Патриарха Никона. Они знали секрет золочения икон при помощи серебряного металла и льняного масла – олифы.

Деревянные иконы покрывали слоем серебра, растертого в порошок, после чего олифили, затем ставили в печь. После закалки  икона приобретала новый золотистый цвет. Впоследствии, с появлением более дешевого олова, этот способ перешел  и на посуду.  Так, начиная с  XVII века, на всю Россию славилась расписная деревянная посуда заволжских мастеров. «Парадная» посуда изготавливалась  по особым заказам небольшими партиями из разных пород дерева, разных форм и художественной отделки, и предназначалась для дарения именитым гостям и иностранным послам.

Чтобы выдержать конкуренцию, возникшую с появлением на российском рынке доступной фаянсовой и металлической посуды, хохломским мастерам пришлось искать более эффективные приёмы в оформлении своих изделий. Их теперь стали золотить не фрагментами, а полностью, расписывать затейливым травным орнаментом. Новые художественные решения привели к успеху и продукция промысла в конце XIX века встречалась на всех отечественный и зарубежных выставках, кустарных базарах и складах. А после всемирной выставки 1889 года в Париже, резко увеличился экспорт хохломских изделий в различные страны. Особенно много их закупали торговые фирмы Германии, Англии, Франции и Индии.

       В 1916г. в г.Семенов была открыта Школа художественной обработки дерева, первые выпускники которой во главе с Г.П. Матвеевым организовали небольшую артель (1931г.), переросшую впоследствии в крупное производственное объединение Ордена «Знак Почета» «Хохломская Роспись».

Историческая справка:

За многовековую историю хохломской промысел претерпел немало взлетов и падений, что отражалось на судьбе его мастеров. Дороговизна леса, конкуренция металлической и фаянсовой  посуды, зависимость от скупщиков - всё это не способствовало росту благосостояния самих ложкарей и художников. Положение изменилось, когда в 1916 году при поддержке Нижегородского земства в Семёнове была  открыта Школа художественной обработки дерева. Её возглавил талантливый художник Г. П. Матвеев. На базе этой школы была организована  кооперативная артель «Кустарь - художник», которая впоследствии переросла в крупное производственное объединение «Хохломская роспись».

Благодарные потомки помнят  о заслугах  Матвеева, на территории предприятия ему установили памятник и сохранили заложенные  Матвеевым традиции наставничества.   «Хохломская роспись» патронирует  семёновский Художественный лицей № 30, где готовят будущих мастеров по росписи и деревообработке.

В 1931 году артель  получила название «Экспорт», поскольку 70 % продукции продавали за границу. В 1961 году артель получила статус фабрики, а в 1971 году  производственно-художественного объединения.

В настоящее время крупнейшее в России предприятие народных художественных промыслов «Хохломская роспись» продолжает вековые традиции выпуска изделий с хохломской росписью. В ассортименте насчитывается более 1000 наименований изделий утилитарного и декоративно-сувенирного назначения. Это многопредметные наборы для ухи, десерта, в том числе: наборы-сервизы, резные ковши, братины (ковши для вина), подсвечники,  вазы, поставки, бочата, штофы, панно, музыкальные шкатулки.

      

 

       С середины 1960-х гг. и по настоящее время предприятие «Хохломская Роспись» является крупнейшим производителем художественных изделий из дерева с хохломской росписью. Благодаря талантливому коллективу сохраняются и преумножаются традиции древних мастеров. А город Семенов по праву считается столицей Золотой Хохломы.

        Волшебство

       Отработанная веками оригинальная технология золочения деревянных изделий, пришедшая из иконописи, практически без изменений сохранилась до настоящего времени. Она включает в себя пять основных операций. Прежде чем стать «золотым», деревянное изделие бывает похожим на «глиняное» и «серебряное».

       Сначала из высушенной липовой древесины вытачивают готовую для дальнейшей обработки токарную посуду: чаши и бочата, поставки и вазы, вырезают ложки и ковши. Их сушат и покрывают специальным грунтом красно-коричневого цвета, от чего все они становятся похожими на глиняные. Затем пропитывают вареным льняным маслом (олифой) и натирают алюминиевым порошком. Они становятся матово-блестящими, напоминая серебряные, и в таком виде поступают в цеха росписи.

       Расписанные изделия два-три раза покрывают лаком и закаливают в печи при температуре в 120-130 градусов. Образовавшаяся лаковая пленка придает серебристой поверхности золотой блеск. Таким образом дерево превращается в «золото». Благодаря специальному покрытию лаком и высокотемпературной обработке изделия  весьма практичны и безопасны в использовании. Из хохломской посуды можно пить и есть, причем она не теряет своего внешнего вида от холодных и горячих блюд, а также соленых и кислых продуктов.

       Продолжатели дела безвестных русских мастеров поволжского промысла - наши современники совершенствуют технологию отделки и подготовки хохломских изделий, отбирают наиболее пригодные для термической обработки материалы. Они создали неповторимое искусство кистевой росписи на объемной токарной форме, разработали своеобразные, лаконичные и вместе с тем очень эффектные приемы письма.

Ассортимент хохломских изделий сформировался давно. В его основе лежат резные ложкарные изделия и токарная посуда: чашки, миски, поставцы, бочата, солоницы, ложки. В последние десятилетия были созданы новые формы бытовых вещей: комплекты посудных изделий для компота, ухи, салата, ягод, блинов и меда, наборы для кухни -поставки с полками, а также крупные декоративные изделия для украшения жилища - декоративные блюда, панно. В отделке хохломских изделий народные мастера используют несколько вариантов. Все они отличаются температурными режимами, продолжительностью сушки и закалки, тонкостями выполнения приемов. На примере одной из разновидностей отделки видны операции, через которые проходит каждая вещь.

Изготавливают хохломские изделия из древесины местных лиственных пород - липы, осины, березы. Из просушенного дерева - тонкомерных "стульчиков", распиленных на толстые плахи "кряжей", вытесывают болванки и "чураки". В токарном цехе массивная заготовка превращается в задуманное изделие, "чурак" как бы тает под резцом мастера, все лишнее отлетает с легкой белой лентой стружки. Выточенное изделие еще раз сушат и только потом оно попадает к отделочникам, подготавливающим его к росписи. Иногда одно изделие до трех десятков раз проходит через руки мастера-отделочника.

Полуфабрикат сушат при температуре 22 - 28 градусов в течение 3-20 дней, в зависимости от размера изделия. Когда влажность древесины достигнет 6-8 процентов, сушка закончится. Если влажность окажется больше, изделие может получиться недоброкачественным: с пузырьками - разрывами лаковой поверхности.

Просушенные изделия шпаклюют. Делают это либо по старинке вапом, либо специальными шпатлевками. Вап - мелкозернистая отмученная глина, разводимая до густоты очень мутной воды. В раствор добавляют 25-50 процентов мела. Проще применять шпатлевку из жидкого мучного клейстера. В приготовленный раствор макают кусок шерстяной ткани и обмазывают им изделие. После просушки операцию повторяют еще раз. Окончательная сушка длится шесть - восемь часов.

Грунтуют изделие льняным маслом, которое наносят полотняной тканью. После этого ему дают вылежаться 40-50 минут и только потом обтирают лоскутом, снимая излишки масла. После грунтовки изделие на четыре-шесть часов помещают в сушильный шкаф, где температуру поддерживают на уровне 40-50 градусов. Для сушки изделий по хохломской технологии необходим шкаф, в котором можно регулировать температуру в пределах 30-120 градусов. Высушенные заготовки охлаждают до комнатной температуры и слегка шлифуют.

Следующий ответственный процесс - покрытие изделия олифой. Для этого берут натуральную, сваренную из льняного или конопляного масла олифу. Ее равномерно размазывают на руках и слегка потирают ими изделие так, как будто моют его. После сушки в течение двух-трех часов при температуре 22- 25 градусов, когда олифа уже не пристает к рукам, но пленка еще не полностью высохла, изделие олифят второй раз, нанося слой потолще. Если древесина впитывает много олифы, как, например, осина, то весь процесс повторяют еще раз, если мало, достаточно проолифить изделие два раза. Как только поверхность изделия приобретет ровный блеск, его можно лудить, то есть покрывать алюминиевым порошком.

Для нанесения полуды применяют с модельные приспособления - куколки, представляющие собой тампон, к рабочей части которого пришит кусок натурального меха (лучше овчины) с коротко подстриженным ворсом. После полудки изделие приобретает ровный металлический блеск. В таком виде оно и поступает на роспись. К краскам, используемым для росписи хохломских изделий, предъявляют повышенные требования, так как многие из них в процессе сушки и закалки могут выгорать от высокой температуры. Мастера берут термостойкие минеральные краски - охру, сурик, а также киноварь и кармин, сажу, хромовую зелень. Разбавляют их очищенным скипидаром.

В красильных цехах работают преимущественно женщины. Художницы сидят за невысокими столами, на низеньких табуретах. При такой посадке колено является опорой расписываемому предмету. Для хохломских мастериц характерна работа на весу: небольшую токарную вещь, опирая о колено, придерживают левой рукой, а правой наносят орнамент на ее округлую поверхность.

Такой способ держания расписываемого предмета позволяет легко поворачивать его в какую угодно сторону с любым наклоном. На столе удобно располагают кисти, краски, палитру и находящиеся в работе вещи. Для нанесения простого орнамента применяют штампики, которые вырезают из шляпного войлока, гриба-дождевика и других материалов, хорошо удерживающих краску и позволяющих отпечатать рисунок на изделии. При выполнении мотивов "ягодка", "цветок" часто используют круглые тычки из свернутой капроновой ткани.

Хохломские мастера владеют особым приемом держания кисти, при котором в процессе письма участвуют не только пальцы, но и вся рука, благодаря чему можно проводить одним слитным, неразрывным движением длинные пластичные мазки и серии штрихов на сферических или цилиндрических поверхностях.

Кисть, положенная на фаланги указательного и среднего пальцев, прижимается к ним подушечкой большого пальца, что позволяет чуть-чуть вращать ее во время письма. Выполняя роспись, иногда слегка опираются на мизинец, прикасаясь им к изделию. Тонкую, с волосяным кончиком кисть ставят почти вертикально к поверхности предмета. Ее обычно ведут к себе, немного вращая в ту сторону, куда изгибается мазок.

Хохломской росписи свойственны два типа письма и тесно связанные с ними класса орнамента - "верховой" и "фоновый". "Верховая" роспись наносится пластичными штрихами на металлизированную поверхность, образуя свободный ажурный рисунок. Классическим примером верхового письма является "травка", или "травная роспись" с красными и черными кустиками, стебельками, создающими своеобразный графический рисунок на золотом фоне.

Другая разновидность верхового письма - "под листок". В ней широко применяются более крупные растительные формы - округлые листики, ягодки, располагаемые симметрично у стебля. Для "фоновой" росписи характерно применение фона - черного или цветного, тогда как сам рисунок остается золотым. До заполнения фона на расписываемую поверхность предварительно наносят контуры мотивов. Формы больших мотивов моделируют штриховкой. Часто по окрашенному фону пишут мелкий травный узор - "приписку". Более сложным типом фонового письма является "кудрина", названная так за изобилие круглых завитков, которые создают сказочные формы растений, цветов и птиц. После росписи изделие поступает в окончательную отделку, во время которой его натирают олифой, дважды покрывают лаком и ставят на несколько часов в печь для закалки, где температура достигает 150 градусов.

Семеновские мастера, продолжатели традиций коренной хохломы, тонко чувствуют красоту луговых трав, лесных ягод. Они расписывают преимущественно традиционную, старинной формы посуду. Семеновские мастера, горожане, чаще применяют в росписи богатые формы садовых цветов, предпочитая технику росписи "под фон". Они любят точный контурный рисунок и широко используют разнообразные штриховки для моделирования мотивов. Но наряду с основными центрами хохломской росписи возникло много новых производств, выпускающих изделия "под золото".

Изделия отличаются большим разнообразием. Простые формы деревянной посуды - мисок, чашек и бочат, поставков и кандеек - восходят к традиционной русской утвари. Красивые по пропорциям, крепкие и устойчивые, они создают в доме атмосферу уюта и праздничности. Сельские мастера не склонны к поискам новаторских, эффектных решений, предпочитая набор привычных предметов, оптимальные размеры и пропорции которых стали классическими. Такую отобранную столетней традицией токарного ремесла и уже обладающую высокими художественными достоинствами посуду мастерицы расписывают растительными узорами.

Живописцы великолепно владеют всеми видами хохломской росписи, они знают и любят золотые узоры кудрины, древнее травное письмо с раскидистыми черными и алыми стеблями, нанесенными каллиграфически точными мазками. Однако в своей работе мастера отдают предпочтение росписи с чернолаковым фоном и чаще пишут знакомые и столь близкие сельскому жителю изображения садовых и луговых цветов, плодов и листьев. Художницы соединяют в одном произведении красоту весеннего цветения природы и ее осенней щедрости, в поэтических образах воплощая мечту земледельца о богатом урожае, благодаря чему расписываемые ими предметы становятся своеобразными символами пожелания благополучия. Столь любимый мастерицами черный фон помогает им достигать большей звучности цветовой гаммы росписи, и растительный узор четче выделяется на нем.


   Поверхность ковша-утицы с навесными ковшиками, расписанного ведущим мастером промысла Антониной Васильевной Разборовой, снаружи и изнутри покрыта узором ветвей лесной яблоньки-дикуши с маленькими румяными яблочками и золотистыми звездочками соцветий. Подобные пятилепестковые цветы, разные по размерам, написаны рядом с земляникой и яблоком, плодами малины, хмеля и крыжовника, гроздьями рябины. Но они настолько органично входят в орнамент, что не возникает сомнений в правомерности таких сочетаний.

По эскизу  заслуженного художника РФ Таисии Белянцевой ко дню 40-летия полетов из Лондона в Москву  фюзеляжи восьми лайнеров авиакомпании «Бритиш Эйэрвэйз» были украшены  хохломским узором!!!

  В 1993 году в продолжение традиций в технике иконописи по хохломскому «золоту» на фабрике была создана иконописная мастерская и начато изготовление икон. Канонам иконописи художники обучались в Троице-Сергиевой Лавре и получили благословение на писание икон от митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая.  В 1999 году иконописная мастерская  предприятия ЗАО «Хохломская роспись» была удостоена высокой чести войти в состав «Патриарших мастерских» под омофором Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексея II. Хохломскими иконами украшены многие храмы Нижегородской области.

Сравнительно недавно в 2004 году на предприятии  «Хохломская роспись» начали изготавливать концептуально новые изделия - панно с живописью. Это авторские работы, совмещающие в себе два вида искусства:  живопись и   декоративно-прикладное искусство - хохломскую роспись.

В 1992 году был открыт цех по изготовлению семёновской матрешки.

       

На предприятии выпускают не только декоративные изделия и посуду, но и  мебель с хохломской росписью. Детские столы, стулья и скамейки, столы интерьерные, сервировочные и журнальные. Детская мебель соответствует требованиям ГОСТа  и является незаменимой при обустройстве  групп детских садов и детских жилых комнат.  Также изготавливают и мебель столярную: различные виды мягких и жестких стульев для дома, офиса или кафе, а также группы обеденные, столы и кровати.  Столярная мебель рассчитана на широкий круг покупателей.

В настоящее время ЗАО «Хохломская роспись» стабильно работает и развивается,  увеличивая объемы производства и продаж. За счет собственных капиталовложений в производство внедряются новые виды изделий, приобретается оборудование, расширяются цеха, организуются новые рабочие места. Более 1000 фирм от Владивостока до Калининграда являются партнерами предприятия.   Продукция экспортируется в страны ближнего и дальнего зарубежья: Казахстан, Беларусь,  Украину, Туркменистан, США, Канаду, Францию, Германию, Англию, Японию, Испанию и другие.

Для туристов на фабрике организованы увлекательные экскурсии, знакомящие гостей с историей промысла, технологическим процессом на всех этапах рождения хохломских изделий. Здесь можно познакомиться с лучшими мастерами и принять участие в увлекательном мастер-классе по росписи матрешки.   А также заказать обед по индивидуальному меню. К вашим услугам  - просторная столовая или  банкетный зал, интерьер которого оформлен в хохломском стиле, а блюда подают в  «царской посуде».

На фабрике есть ассортиментный  кабинет, где с 1972 года хранятся образцы уникальных изделий, среди них огромная хохломская ложка - 2 метра 67 см и полутораметровая чаша.  А также магазин, в котором по доступным  ценам можно купить все, что производится на фабрике.

Ещё одно достижение хохломичей - ежегодный всероссийский фестиваль «Золотая Хохлома», приехать на который  в город Семёнов  могут все желающие  в  июне.