Нижегородский гипюр



Нижегородский гипюр как особый вид строчевой вышивки сложился к концу XIX века. Такой тип сквозной вышивки с удивительно красивым орнаментом не встречается в других районах России. 

Гипюр предполагает создание особого вида кружева — “сквозной вышивки” (слово guipure в переводе с французского языка “воздушная вышивка”). Создается это так: художник на миллиметровке делает рисунок, раскройщик обязательно вручную кроит изделие, дергальщица делает рефеть (“сквозные окошечки” — то есть подрезает нити на ткани), затем все ниточки соединяются воедино. Строчка выполняется по сетке с квадратными ячейками, которые подготавливаются путем выдергивания определенного количества продольных и поперечных нитей из ткани с последующим перевивом столбиков тонкими белыми нитками. По готовой сетке наносится узор из отдельных крупных и мелких элементов, образующих орнаментальный ряд. Строчевые мотивы дополняются узорными мережками, фон ткани красиво контрастирует с праздничной вышивкой. 

Традиционный горьковский гипюр включает около пятидесяти элементов вышивки, у каждого из которых свое название — ромашка, бобурочка. А от другого гипюра (того же ивановского) наш отличается преобладанием растительного орнамента — веточки, цветочки всякие (у них же — геометрические формы) — и большей легкостью и прозрачностью (у нас рефеть — то есть клеточка — 5 миллиметров, у них — всего 2—3). Не зря горьковский гипюр сами мастера прозвали воздушным белопенным... 
 

В России строчевая вышивка как промысел возникла в приволжском торгово-промышленном селе Катунки, находящимся в северо-западной части Нижегородской губернии (ныне Чкаловский район Нижегородской области). Село Катунки долгое время было одним из центров кружевного производства.

В начале 80-х годов XIX века, когда на ручное коклюшечное кружево резко снизился спрос городского покупателя, молодежь в этом селе переходит на вышивку тамбуром, белой гладью, белой гладью с прорезями, крестом, но основной стала строчка. Она применялась для украшения столового и постельного белья и предметов женской городской одежды. 

Образцом для подражания катунские мастерицы взяли владимирские вышивки, выполнявшиеся в селах Верхний и Нижний Ландех, Холуй, Палех, Пестяки. Все эти села граничили с Нижегородской губернией, где были расположены Катунки, поэтому мастерицы легко налаживали связи. Многие из них работали на купца Елисеева. Другие же работали на местного купца А.И.Молева. 

Строчевой промысел в Нижегородской губернии быстро набирал силу. В 1894 году вышивкой занимались более 4000 строчей, проживавших более чем в 100 селениях. Кроме Катунок, крупным промысловым центром становятся села Василево, Городец, Лысково и др. Изделия нижегородских вышивальщиц, кроме Москвы и Петербурга, в большом количестве шли в Закавказье и Закаспийский край.
Вначале строчевая вышивка носила традиционный характер с привычными для мастериц мотивами. Затем под давлением городского покупателя узоры претерпели значительное изменение. Так, в 80-е годы 19 века привычный орнамент из сказочных цветов, птиц, барсов, коней и сложных сюжетных сцен был заменен на новый, в основе которого лежал растительный узор с более достоверной трактовкой форм. Он состоял преимущественно из садовых цветов, дополненных полевыми травами. Ведущую роль в нем начинает играть, как и в вышивке крестом, изображение роз, лилий, шиповника, сирени и незабудок, которые собирались в пышные гирлянды или образовывали отдельные букеты. 

Рисунки часто стали воспроизводиться с городских печатных картинок. Однако наиболее талантливые народные мастерицы с присущим им врожденным вкусом не просто копировали  образцы, а сами смело комбинировали узоры, создавая свои неповторимые композиции со сложным ритмом цветов и листьев. Особенно творчески народные мастерицы подходили к тем рисункам, которые они вышивали для себя. Нарядные рубахи к праздничному костюму тоже украшались теперь новыми орнаментами. Здесь расшивались только концы узких рукавов. Такая скупость декора обусловлена была характером костюма. Пышный косоклинный сарафан здесь был с небольшим вырезом, доходившим до шеи, голову женщины покрывал большой платок, закрепленный под подбородком, по-местному, «под булавочку». Он закрывал спину и плечи, были видны только концы белых рукавов. Они-то и украшались красивой сквозной вышивкой и кружевом.



В конце 19 века в городах прошла мода на растительный орнамент. Началось увлечение игольным кружевом — вышивкой по плетеной сетке-филе и тюлю. Образцами начинают служить кружева итальянского, испанского или ирландского происхождения.  В этот период возрождается традиционный орнамент геометрического характера, в основе которого лежал ромб. Вместе с тем народные мастерицы начинают овладевать новым геометрическим орнаментом с кругами и розетками разных очертаний. 

Нужно отметить, что в это время работы сельских вышивальщиц отличались высоким техническим мастерством, но по орнаменту они были нередко сильно упрощены, и формы мотивов были искажены по рисунку. Для того чтобы повысить художественное качество вышивки, особенно строчевой, в 1912 году в Нижнем при содействии земства был открыт кустарный склад (по современной терминологии – банк данных рисунков).
 

Выполняя вышивку на заказ, нижегородские мастерицы из новых рисунков для себя отбирали то, что им было более близко и понятно как по орнаменту, так и по технике исполнения. В Катунках и в лежащих рядом селах Пурех, Новинки, Бубново, по воспоминаниям старейших вышивальщиц, больше всего полюбилась строчевая вышивка, которая была вариантом филейной техники с крупными ячейками.

В первой четверти 20 века местные мастерицы стали объединяться в артели. Первая из них — Трудовая артель по строчке и вышивке белья в селе Катунки. Основала ее в 1924 году талантливая вышивальщица Софья Николаевна Дубынина. Ей удалось собрать мастериц в сплоченный коллектив и поставить производство изделий на поток. Позднее были организованы Новинская, Пуреховская и другие строчевые артели.

 

В январе 1927 года создается артель в районном центре Василево (в 1937 году ей присваивается имя Валерия Чкалова). Артель успешно наладила выпуск покрывал, накидок, скатертей и занавесей с ажурной ручной вышивкой.
 

В конце 30-х годов начинают намечаться существенные изменения в стиле горьковского гипюра за счет введения новых приемов выполнения узора. Этот первый, наиболее плодотворный этап развития вышивки был связан с созданием предметов, предназначенных для убранства жилого и общественного интерьера,— занавесей, покрывал, скатертей, накидок, дорожек, салфеток. В каждом из этих произведений всегда удачно сочетались и утилитарные, и эстетические качества. Формы предметов были устойчивы, просты и функционально продуманы. Ткани однотипны — льняное полотно, белый по цвету шелковый шифон или креп-жоржет и батист с необходимым для получения сетки полотняным переплетением.


В лучших произведениях той поры пропорции декора всегда были строго соразмерны предмету, орнамент подчинен математически строгому, ясно читающемуся линейному ритму. Вместе с тем каждый художник и мастер стремились добиться особой остроты, декоративности, выразительности в рамках доступных им специфических средств выражения — создания фактурного узора на крупной прозрачной сетке. Композиционный строй узора был в те годы достаточно разнообразен. Однако на некоторых предметах прослеживается привязанность художников и мастериц к определенной схеме. Так, в многочисленных накидках, самом популярном виде изделий тех лет, наблюдается некоторая повторяемость художественного решения — широкая кайма вокруг и крупный медальон в центре.

Во время Великой Отечественной войны артели перешли на выполнение заказа фронта: плели маскировочные сетки, вышивали боевые знамена. После окончания войны восстановилась и прежняя работа артелей.

В 1945 — 1960 годы эта своеобразная сквозная техника вышивки получила необыкновенный расцвет. Мастерицы и художники увлечены были красотой горьковского гипюра, который давал им широкие возможности для создания произведений различного назначения.

В 1954 году художником, а позднее главным художником, Чкаловской строчевышивальной фабрики становится Галина Григорьевна Максимова. Любовь к вышивке и рисунку у Галины Григорьевны проявилась в детстве. Этому во многом способствовало влияние старших женщин ее дома в г. Горьком, которые все свое свободное время отдавали вышиванию. После окончания швейного техникума (г.Кадом, Рязанская область), прежде чем попасть в Чкаловск, молодой художнице довелось поработать в цехе ручной вышивки строчевышивальной фабрики в г.Лыскове и техноруком в Горбатовской артели. Горьковский гипюр она считает вышивкой самой гибкой и разносторонней. Сложное сплетение форм и линий этой вышивки дает возможность художнику высказать гораздо больше, чем другая техника образования узора на ткани. Произведения Г.Г.Максимовой восхищали посетителей выставок в Брюсселе, Монреале и Осака, Лондоне, Амстердаме, Будапеште, Измире и Познани и др

А 1960 году артель имени Чкалова была преобразована в Чкаловскую строчевышивальную фабрику. Артели Катунская, Пуреховская, Чистовская и другие стали отделениями.
В 1998 году Чкаловская строчевышивальная фабрика была преобразована в ОАО "Гипюр".



В годы экономического развала многих предприятий, возникла угроза закрытия предприятия и гибели промысла. И катунские мастера в 1996 году ходатайствовали к головному предприятию — чкаловскому «Гипюру» о своем отделении. До этого работать приходилось очень тяжело — проще сказать, сидели вовсе без работы. На глазах такой же филиал в селе Чистом полностью прекратил свое существование. Та же участь ждала и кантунцев.
В этот сложный момент появился человек, которой и вдохнул вторую жизнь в промысел гупюра. Леонид Николаевич Горелов, проработавший долгие годы в производстве гипюра, организовал отделение от чкаловского предприятия, нашел московского инвестора и стал генеральным директором ОАО "Катрис" "Катунский рисунок". 
Руководил предприятием до недавнего времени и сам инвестор, Рогачевский Д. В. 
Отделение стало спасительным шагом, как для всего промысла, так и катунского филиала в частности. 

С целью сохранения и развития народного промысла на предприятии 1 февраля 2004 года открыт и работает выставочный зал "Нижегородский гипюр" общей площадью 150 кв.м. В нем перед посетителями предстает сказочный рукотворный мир вышивки «нижегородского гипюра», история ее возникновения, сохраненные материалы и экспонаты промысловых артелей середины  XX века, уникальные образцы выставочных и конкурсных изделий мастериц и художников разных поколений. Все экспонаты со вкусом расположены в трех уютных залах. Особый интерес у посетителей выставочного зала вызывает экспозиция интерьера комнаты «Русский лен», богато украшенная ручным гипюром.   ОАО "Гипюр" предлагает проведение организованных экскурсий с посещением выставочного зала. 

Изделия чкаловских мастериц постоянно участвуют во всероссийских и зарубежных выставках. Традиционные промыслы, сохранившие в себе творчество многих поколений и воплотившие его оригинальные черты в изделиях нового времени, являются уникальным явлением, которое заслуживает внимания и серьезной поддержки государства. Постановлением Правительства Нижегородской области, ЗАО "Гипюр" признано особо ценным объектом культурного наследия Нижегородской области.
 

Коллекции строчевышитых изделий имеются в музее народного искусства (Москва), Нижегородском краеведческом музее – заповеднике, Загорском государственном историко-художественном музее-заповеднике, Костромском музее изобразительных искусств, в Екатеринбурге (Дом-усадьба Ошуркова) и др. Хранятся экспонаты и в частных коллекциях.

Льняные изделия с нижегородским гипюром пользуются популярностью как в России, так и за ее пределами. Часть продукции идет на экспорт в страны: Канада, Германия, Америка и др.


Чкаловская фабрика на протяжении не одного десятка лет производит столовое и постельное белье, предметы интерьера — шторы, картины, например. А в последние годы это еще и одежда. Сейчас пользуется популярностью женская (брюки, бриджи, юбки, блузки) и мужская (косоворотки) одежда изо льна. Недавно на 60-летие Никиты Михалкова наше министерство культуры заказало для юбиляра в подарок традиционную серую с вышивкой рубаху изо льна.
   

   

Многие наверняка помнят по детству и юности - кружевные накидушки, покрывала и подзоры на кроватях, чехлы на стульях и дива­нах, скатерти и салфетки, что были модны и любимы. Фабрика про­должает и развивает это народное искусство, а хлопчатобумажные нитки мулине, традиционно при­меняемые при вышивке, делают изделия чкаловских мастериц жи­выми, дышащими, манящими...