Семеновская игрушка

 

Расписная игрушка города Семенова имеет свою интересную историю возникновения и развития, которой с древности и до конца 1980-х годов посвящена замечательная книга Е. Новиковой и И. Сорокина «Семеновский сувенир» . Как пишут эти авторы, статус города село Семеново получило еще при императрице Екатерине II, во второй половине XVIII века, тогда же был разработан генеральный план города и построены каменные типовые дома, которые, наряду с характерными для провинции постройками из дерева с резьбой, придали уездному городу своеобразный, вполне презентабельный вид. Что соответствовало статусу этого старинного центра художественной обработки дерева, хотя самым высоким зданием в городе, как и полагалось, был собор.

Основу производства семеновской деревянной игрушки заложили, очевидно, бежавшие сюда из Новгорода и Подмосковья старообрядцы, поэтому у нижегородской игрушки много общего как с северными, так и с подмосковными, сергеевопосадскими образцами. Семеновский район ныне знаменит, прежде всего, золотой хохломской посудой и красавицей-матрешкой, но и другая продукция семеновцев была, как ранее, так и теперь, востребована. До 500 наименований товаров изготовляли мастера этого края. Самым большим богатством здешних мест был лес, дающей возможность населению заниматься деревообработкой в самых разнообразных формах. Игрушечники Балахны, Пуреха, Городца и Лыскова, так или иначе, оказывали влияние на становление стиля семеновских мастеров, но особенно было значимо влияние мериновской токарной игрушки и федосеевской топорщины. Лихие тройки и карусели, шары и мельницы, различные погремушки, каталки, качалки, яблоки-шкатулки, пароходы и саночки, кукольные мебельные гарнитуры и возки, балалайки и трещотки, топоры и бороны, молотки и лопатки – все это, расписное и веселое, складывалось в единый особый стиль семеновской игрушки.

В начале XX века такие талантливые мастера, как ложкари Лука Котиков, Александр Майоров, Феодосий Мордашов, Перфил Вагин, стали зачинателями династий игрушечников и во многом определяли характер семеновских изделий. При внимательном рассмотрении в семеновской игрушке, как и в народной игрушке вообще, прослеживалось два направления: одно – связанное с архаическими формами изделий и символической основой образов, а другое – с реальным бытом русской деревни и провинциального города. Как в Пурехе и в Городце, первое направление здесь было представлено самыми устойчивыми древними формами: сдвоенные кони-колёски, олицетворяющие два солнца – зимнее и летнее, а также различные каталки, погремушки и меленки. Второе – это различные упряжки с седоками, карусели и качели с фигурками горожан в современных костюмах. Игрушки были как простых форм, так и более сложные, со скромной и более яркой росписью, некоторые из них были близки к старообрядческому иконописному стилю, в других чувствовалось влияние лубочной картинки и узоров текстиля.

К началу XX века одним из крупных центров токарной игрушки края становится село Мериново, с самым большим числом токарей и талантливыми мастерицами своеобразных мериновских узоров. Дорофей Вагин с сыновьями Артемием, Василием, Константином, Моисеем и Аверьяном точили в Меринове посуду и игрушку. Хороших мастеров в округе хватало. Деревни Мериново, Взвоз, Хомутово, Покровское, Телки и Великуши, да и многие другие, славились своими ремесленниками – токарями и резчиками. В музеях Нижнего Новгорода и области сохранилось немного игрушек второй половины XIX–начала XX веков: это полосатые красные яблоки, пеналы, пирамидки и деревянные деревца, пресс-папье для промокательной бумаги, матрешки, коробочки и шкатулки, детская нерасписанная посуда. Характерным для изделий этого периода является бережное отношение мастеров к естественному цвету дерева и незначительный декор, а также использование в их убранстве красного киноварного (алого) цвета. Требования к качеству продукции все возрастали.

В 1916 году нижегородским земством в Семенов был прислан Георгий Петрович Матвеев, который создал здесь Школу художественной обработки дерева (ХОД), набрал учеников и занялся их системным образованием. В начале 90-х годов XX века Г. П. Матвееву благодарные жители города Семенова поставили памятник: настолько значим его вклад в культуру Нижегородского края. Отделение игрушки Школы ХОД возглавил общепризнанный мастер Л. В. Котиков, человек, несомненно, талантливый и незаурядный как личность. Благодаря хлопотам Котикова в 1912 году 155 нижегородских кустарей приняли участие во Второй Всероссийской кустарной выставке в Петербурге, завоевав 253 медали и почетных листа.

С 12 лет оставшись сиротой, он вынужден был зарабатывать на кусок хлеба себе и 10-летней сестре. Освоив множество профессий, в том числе и столяра, и печника, Котиков полюбил ложкарное дело и особенно – игрушку. Лучшего игрушечника во всей округе не было, его потешки с секретом приводили в восторг и старого и малого. Таким же удивительным был и его дом, разукрашенный всякими диковинками. Своей продукцией Котиков торговал сам. Соберет в возок чудо-меленки, каталки – фонарики да бабочки, пирамидки, да курочек с цыплятами, да – к пароходу, а там от Нижнего по всей Волге торговлю вел, у каждой пристани доход был, пользовались большой популярностью его игрушки.

Во время гражданской войны, как пишут Е. Новикова и И. Сорокин, Котиков в знак своей символической смерти поставил на местном кладбище памятник, на котором написал Здесь покоится тело Л. В. Котикова, ибо в царившей тогда разрухе не видел места своему искусству, а значит, и смысла в своей жизни. Г. П. Матвеев упрекал мастера, призывая его бороться за новую игрушку (21, с. 36). Что в итоге Л. В. Котиков и стал делать, воспитывая молодых мастеров-игрушечников, по-отечески их наставляя и контролируя, призывая делать такие игрушки, которые бы привлекали, удивляли, восторгали ребенка, и вместе с тем давали бы ему знания об окружающим мире.

Понимая значение кустарных промыслов для разоренной войной деревни, советская власть старается поддержать промысловиков, давая им возможность объединяться в союзы и артели, а также, продолжая традиции конца XIX–начала XX веков, содействовала пропаганде народного творчества. Так, в декабре 1921 года была проведена выставка Русское крестьянское искусство. Особенно значимым для игрушечников России стало открытие в том же году Московского научно-исследовательского педагогического института по изучению игрушки и помощи кустарям, который вплоть до перестройки курировал народные промыслы и участвовал в разработке новых образцов изделий. Нижегородские игрушечники из Городца, Семенова и Полховского Майдана не раз прибегали к помощи этого института.

Создаваемые тогда повсеместно товарищества, артели, кооперативы помогали кустарям получить работу. Они то соединялись, то переименовывались, то размежевывались; так, от кооператива инвалидов в 1929 году отделилась артель игрушки Семеновский кооператив, которая объединила мастеров не только города Семенова, но и близлежащих деревень: Хвостиково, Хахалы, Зимёнки, Ларионово, Пафнутово, Кондратьево – где также производили матрешку и топорную игрушку. Не только по деревням, но и в самом Семенове производство игрушек находилось в разных, часто мало пригодных помещениях. Председатель артели И. Ф. Клёнов и заведующий производством Е. Е. Карпов стремятся объединить всех мастеров под одной крышей, что и удается сделать после постройки на улице Красноармейской двухэтажного здания, где разместились токарный, столярный, красильный цеха, а затем был организован участок лепки игрушек из папье-маше.

Изготовление пресс-формы для папье-маше – дело далеко не простое и требует навыков скульптурной работы, что вызывало некоторые трудности у мастеров. На помощь приходило знакомство с опытом загорских (сергиевопосадских) игрушечников, хорошо знакомых с данной технологией и уже в конце XIX–начале XX веков выпускавших елочные игрушки и другие изделия. Часто эти поделки снабжали механизмами, которые позволяли фигуркам качать головой, кружиться или издавать какие-нибудь звуки. Окраска игрушек в яркие цвета и лакировка, придававшая им блеск, а также легкость и сравнительная дешевизна делали их привлекательными для покупателей. Художник Н. Мерзлова и выпускники Школы ХОД М. Ершова, Е. Бушуева и А. Киселева, пройдя стажировку в Загорске, расширили ассортимент таких игрушек. Фигурки людей и животных из папье-маше были сродни мелкой пластике, статуэткам из фарфора и фаянса, майолике; позднее на фабрике освоили производство игрушек из гипса, которые также пользовались спросом. На участке игрушек из папье-маше работало впоследствии до 70 мастеров, они выпускали петушков, собачек, лошадок, медвежат, фигурки баб и мужиков, гармонистов и балалаечников-клоунов и другие изделия. Хотя эти две технологии не являются традиционными для народных мастеров, они были успешно освоены, получили признание и одно время на их основе продукции выпускалось больше, чем, например, традиционных токарных игрушек из дерева.

Пользовалась покупательским спросам и продукция столярного цеха, специализирующегося на топорщине – кониках, возках, меленках; его возглавлял известный мастер из деревни Трегубово Филарет Иванович Коротков, который занимался прямо в цеху обучением молодежи. Особенно большое внимание в 30-х годах уделялось механической игрушке, где фигурки не только двигались, но и издавали разные звуки.

В 1930-х годах на предприятии сформировался дружный коллектив, благоустраивались цеха, было построено общежитие, открывались специализированные магазины по продаже игрушек. Активно работали и игрушечники-надомники, входившие в кооператив. Такие мастера-игрушечники, как Ф. Суслова, Е. Зашмарина, Л. Угланова, Л. Мёдова, Е. К. Фролова, В. Горбунова, К. Яшина и многие другие своим творческим трудом способствовали формированию семеновского стиля игрушки, в котором проявлялась склонность к ярким цветам и богатой орнаментике; не случайно игрушки носили реалистически-сказочный характер, что традиционно для Нижегородского края. К 1940 году Семеновский кооператив был вполне рентабельным предприятием с солидным товарооборотом.

Кроме Семёновского кооператива занималась игрушкой и артель имени М. И. Калинина, которая в 1932 году выделилась из Семеновского промыслового товарищества и объединяла деревни Мериново, Взвоз, Покровское, Великуши и Хомутово, где токарили солонки, погремушки, самовары, наборы для песка, ведерки и матрешек, столярили детскую мебель, каталки, буксиры, пароходы и другую топорщину – всего до 50 наименований изделий. Здесь тон задавали Л. В. Котиков, А. И. Мордашов, М. Я. Каплин, М. П. Пичужкина-Шляпникова. Рядом с Л. В. Котиковым работали его сестра Е. В. Котикова и сын Александр, также другие замечательные игрушечники.

В 1934 году по инициативе Л. В. Котикова и Г. П. Матвеева создается Семеновский музей кустарных промыслов, где была представлена токарная и щепная игрушка. Талант Котикова заметно расцвел в эти годы, и он получил заслуженное признание соотечественников. Лука Васильевич участвовал в областной выставке 1936 года в городе Горьком и был удостоен диплома и первой премии. Для созданий этого мастера характерны сюжетные композиции по русским сказкам и басням И. А. Крылова. Сочетая семеновские и федосеевские традиции, он своему щепному товару придавал характерную силуэтную остроту, а также забавность. Его конструкции, как правило, отличались подвижностью в пределах верхней плоскости ящичка, к которой крепились фигурки, что было удивительно и привлекало особое внимание. Дедка тянул репку, герои крыловского Квартета играли на инструментах, другие персонажи пели и плясали, проделывали много других смешных движений. И. Сорокин и Е. Новикова пишут: Игрушки его привлекали выразительностью жестов, поз зверей и сказочных персонажей, простотой и остроумием технического решения. Подвижность его игрушек вносит момент неожиданности, а с ней шутки, делает игрушки более занимательными. В своих поделках мастер умело сочетает выразительность фигуры с цветом, фактурой материала, с характером движений, подчас со звуком.

Награды на выставке получили и другие мастера. Особенной привлекательностью отличалась карта выпускника Ленинградского декоративного института Н. Н. Григорьева с миниатюрными фигурками, обозначавшими промысловые центры Горьковской области. В 1938 году на районной выставке в Семеновском музее мастер и его ученики показали свои лучшие работы, в которых была отражена новая для семеновцев тематика, связанная с гражданской войной и с новым советским бытом, где трактор уже не был диковинкой.

Великая отечественная война прервала производство игрушек, Семеновский кооператив выпускал в это время военную продукцию. В 1941 году умер Л. В. Котиков. В послевоенное время лицо Семеновского кооператива определяли фронтовики А. А. Балакирев, А. Г. Комаров, А. Г. Маслов, Р. И. Пчелкин, В. И. Бадырев, С. Г. Курицын и другие. Топорную игрушку в артели восстанавливал И. И. Мордашов, работая с учениками и надомниками. Уже в 1947 году мастераСеменовского кооператива принимают участие в выставках с лошадками, упряжками, тарантасами, пароходами, санями-розвальнями, детской мебелью, каталками с фонариками – традиционными семеновскими игрушками, выполненными старейшими мастерами П. П. Галаниным, И. И. Мордашовым, В. Ф. Полуэктовым и другими. В эти годы нашла отражение и военная тематика: пулеметчик, боец на коне – они были выполнены в реалистическом стиле. К началу 50-х годов кооператив начал набирать производственные обороты. Только в красильном цеху уже работало сорок художниц, начали выпускать матрешек на экспорт. Становилась на ноги и артель имени Калинина, куда вливались молодые кадры, выпускники семеновской Школы ХОД – Альбина Дворянинова, Софья Опарышева и другие. Продолжал дело отца А. Л. Котиков, получивший в 1950 году республиканскую премию. В 1951 году игрушки артели имени Калинина были отправлены на выставку в Лондон.

В начале 1950-х годов артель Семеновский кооператив возглавил опытный хозяйственный и партийный работник Ф. А. Киселев, который и ранее поддерживал игрушечников. В 1953 году это предприятие вошло в систему Семеновского Ложкосоюза, а в декабре 1954 года произошло его объединение с артелью имени М. И. Калинина. Так как их продукция имела много общего, существование двух идентичных производств было нецелесообразно. Новая объединенная артель получила название Игрушка. К 1958 году в ней изменились игрушечные приоритеты, токарных изделий стали выпускать 26 наименований, столярных – 14, а вот игрушек из папье-маше осталось всего 5 образцов, так как спрос на них упал; в 1957 году выпуск такой продукции вообще прекратили. В то же время в ассортименте предприятия появились столярные поделки: аэропланы, автомобили, детское ружье, разработанные И. Г. Шаровым. Эти игрушки, несмотря на современность тематики и форм, были расписаны традиционным семеновским орнаментом из цветов и трав и производили праздничное впечатление. В 1956 году было выпущено 75 тысяч новых игрушек. Особой популярностью пользовались разнообразные каталки, разработанные старейшим мастером П. Г. Комаровым – это были каталки-фонарики, меленки, матрешки, птички, лошадки, которые при движении крутились и издавали звуки. В 1953 году впервые была показана за рубежом семеновская матрешка, а в 1957 году артель получила заказ на 53-местную матрешку для Брюссельской выставки 1958 года.

В 1960 году семеновская артель Игрушка стала фабрикой с тем же названием, которая спустя два года вобрала в себя сельские участки производства игрушек в Меринове, в деревнях Пыдрей, Зимёнки – старейшем центре игрушечного ремесла – и других (21). В 1966 году фабрикаИгрушка получила название Сувенир, что говорило о новом направлении работы, более отвечавшем современному уровню промыслового творческого объединения. Вслед за Сувениром в декабре 1966 года была создана художественно-экспериментальная фабрика игрушки с 9-ю филиалами в деревнях. Улучшаются условия труда и быта мастеров фабрики, растет ее производительность.

Происходит значительное обновление ассортимента. В 1960-е годы организуется выпуск таких изделий, как машины, электровозы, паровозы, вертолеты, корабли, разборные домики, многоместные матрешки, медвежонок-штангист, скворечники, ритмические каталки, тарантасы с конями федосеевской росписи и десятки других оригинальных игрушек. Авторы и исполнители этих изделий – Почуев, Шелыганов, Овчинников, Вагин, Безруков, Бирюков, Красильников, Голубева, Майоров и другие мастера.

Только Р. И. Пчелкин в 60-х годах разрабатывает массу игрушек: автобус ВДНХ, спортивные машины, водоноска, сувенир Русские богатыри, русский сувенир, набор Собери сам скворечник, бусы с матрешками, каталки Гусь, Бабочка, клоун на турнике, пенал-матрешка, клюющие куры, водоноски, Лесной богатырь, Лесная красавица, буденновец, игрушки-свистушки, пирамида Клоун, сувенир Сестры, Репка, Дуэт мальчиков, лопатка с росписью, лапоточки сувенирные, Хороший семьянин, Хозяйка дома, Волжане, матрешка Машенька, Паренек, каталка для кукол, Гостеприимная луна, Луна-Земля, Приглашаю к столу, каталка для ходунков, хоккеист и футболист с росписью, детский свисток-флейта, Русский парень, яйцо на подвеске с резьбой.

Интенсивность творческой деятельности фабрики говорит о явном подъеме промысла игрушек в Семенове.

В то же время в семеновских игрушках 60-х годов все более утрачивается наивная непосредственность народного искусства и яркая индивидуальность творческого почерка каждого мастера. Изделия все более начинают приобретать дизайнерскую выверенную форму и профессиональную виртуозно выполненную роспись. Почти все мастера на фабрике теперь имеют специальное профессиональное образование и проходят курсы профессионального повышения квалификации. Токарная игрушка в это время становится ведущей.

В 70-е годы Семеновская сувенирная фабрика разработала и внедрила в производство многие новые виды игрушек, а также вела активную работу по восстановлению старых, забытых форм, что получило признание и по достоинству было оценено специалистами, которые отмечали творческое развитие народных традиций в Нижегородском, тогда Горьковском, крае. За сравнительно короткий срок мастерами было разработано более 200 наименований игрушек и памятных сувениров. Качели, карусели, собачки, лошадки, ракеты-пирамидки и многие-многие другие изделия фабрики создавались трудом целого коллектива, в творческих спорах и поисках. В эти годы плодотворно трудится над созданием оригинальных игрушек художник Т. Чёлышева. Работает над новой коллекцией И. В. Царёв. И. К. Сорокин и Г. В. Карпеева разрабатывают серию сюжетных пирамид на темы любимых детских сказок Дюймовочка, Красная шапочка и других. Характерным явлением для данного времени становится серийность игрушек, что говорит о дизайнерском подходе к изделиям. Так, серия игрушек-каталок на тему Цирк И. Сорокина, Н. Бобкова и А. Новиковой, варьируя мотив клоуна, позволяет с незначительными изменениями создать массу оригинальных образов: Клоун с фонариком, Клоун с колокольчиком, Клоун с ксилофоном и Карусель – они привлекают элементами новизны, при традиционности цвета, восходящего к федосеевской игрушке.

Продукция семеновской фабрики этого времени отличается хорошим вкусом, высокими эстетическими качествами, разнообразием и оригинальностью. Традиции и новации здесь, тесно переплетаясь, образуют удивительный сплав детской игрушки и сувенирной продукции.

В 80-е годы фабрика становится объединением по производству сувениров, где наряду с производственными цехами существовали экспериментально-опытные мастерские по разработке новых образцов игрушек, и где работали высококвалифицированные кадры, составлявшие конкуренцию подмосковным игрушечникам. Если сравнивать продукцию того времени с европейскими образцами, например, с немецкой игрушкой, то можно заметить немалую общность стилистических черт. Это уже не кустарные, а современные фабричные изделия с русским колоритом. Спрос на внутреннем рынке, экспорт продукции во многие страны мира, участие мастеров в выставках, конкурсах, ярмарках, дипломы и награды за мастерство – все говорит о признании высокого уровня творческой деятельности семеновских игрушечников. Каждый восьмой сувенир, как свидетельствуют Е. Новикова и И. Сорокин, в эти годы был сделан в Горьковской области – и основное производство этой продукции находилось в Семенове (63, с. 5).

В 90-е годы многое из достигнутого ранее было утрачено, закрывались филиалы фабрики, прекращалось производство, некоторые мастера возвратились к надомному изготовлению игрушек, другие вовсе подались в иные сферы деятельности. Казалось бы, с крушением системы, где все централизовано и находится под контролем, народ вздохнет и промыслы расцветут небывалым цветом. Однако в новых экономических условиях они были приравнены к малому бизнесу, что было связано не только с бесконечной бумажной волокитой и чиновничьим произволом при регистрации и лицензировании деятельности, но и с неоправданными в данном случае налогами, а государство умывало руки, бросив народных мастеров в стихию рынка. Именно в эти годы от 35 промысловых организаций в Нижегородской области осталось только 15, да и у тех проблемы были отнюдь не творческого характера. И все же, хотя и с трудом, основные народные промыслы Нижегородского края выживали, а с ними не пропала, не сгинула в забвении и народная игрушка.

В этот сложный период многие мастера Семеновского объединения по производству сувениров остались не у дел, руководство предприятия не смогло обеспечить их работой. Преемниками объединения в деле производства игрушек и матрешек стали ООО Семеновская роспись и ЗАОХохломская роспись, ранее выпускавшее только посуду, а теперь также производящее и матрешек, и деревянные расписные игрушки, и сувениры. Бывший главный художник объединения И. К. Сорокин передал авторские права на созданные им изделия ЗАО Хохломская роспись, где их постарались одеть в золотой наряд, соблюдая свой традиционный колорит и орнамент.

Игрушечный товар той и другой фабрик, по сравнению со второй половиной XX века, пока несколько однотипен, это в основном токарные изделия, идущие от форм 60–80-х годов, с незначительными изменениями силуэта фигур кукол и мотивов росписи. Новые поиски ведутся, прежде всего, в декоре изделий, который все более приближается к общерусским образцам декоративной росписи и часто бывает избыточен. Современная всеядность, ориентация на столичные образцы, погоня за количественными показателями в массовой продукции привели к некоторому размыванию стиля и к снижению спроса на уникальную семеновскую игрушку.

Интересные образцы появились в результате сотрудничества Семеновской росписи с японскими фирмами. Любопытны также некоторые эксперименты предприятия Хохломская роспись в использовании характерного хохломского узора в росписи матрешек и других игрушек. Но в целом, несмотря на многие удачные образцы той и другой фабрики, создаваемые ими игрушки, как современное явление, пока не имеют своего концептуально ярко выраженного лица. В ближайшем будущем этому промыслу еще, очевидно, предстоит пережить свое возрождение. Проанализировав ситуацию с потребительским спросом, определившись с ассортиментом и стилем, с функционально полноценной, отвечающей педагогическим требованиям игрушкой, а возможно, и четко разделившись по направлениям сувенирной продукции, каждая из фабрик найдет свой путь и скажет свое, идущее от традиций, но в то же время и новаторское, слово в игрушечном деле.