Глиняная игрушка

Изготовление игрушек, как глиняных, так и деревянных, на Нижегородчине во все времена было занятием повсеместным.

 Чего только стоит дивная глиняная игрушка дивеевская, которая очень напоминает найденные на земле Нижегородской средневековые образцы! А как необычна жбанниковская (городецкая) свистулька! А ведь похожие по форме свистульки были найдены во время археологических раскопок в Городце, в средневековых слоях XIII-XIV веков. С каких времен бытует городецкий игрушечный промысел, нам не ведомо. А может быть, начало его сложилось именно в средние века? Видимо, постепенно, из века в век, от отца к сыну, от матери к дочери передавалось мастерство игрушечников и не угасло оно и поныне, и даже еще больше и сильнее пустило свои корни.

И сегодня глиняная игрушка и ее орнамент несут в себе отголоски языческих славянских и дославянских верований и представлений, прежде всего о силах природы, некогда влиявших, как считалось в старину, на человеческую жизнь. Орнаментальные мотивы, нанесенные современными мастерами-игрушечниками, и поныне наполнены магическим смыслом. Издревле такой орнамент, нанесенный на разнообразные бытовые предметы, играл роль знака, связанного с культом плодородия, с женской плодовитостью, являлся неизменным атрибутом охотничьей и обережной магии.

Несколько  десятков глиняных детских средневековых игрушек хранятся в фондах Нижегородского государственного историко-архитектурного музея заповедника и музея Нижегородского госуниверситета имени Н.И. Лобачевского.  В  большинстве случаях игрушки, сделанные детям их родителями или профессиональными гончарами в средние века, были вылеплены из белой или красной глины. На некоторых таких артефактах можно даже различить отпечатки пальцев мастера, сделавшего их сотни лет назад. Большую часть игрушек перед обжигом вылепливали пустотелыми, из двух кусков глины. Если это были фигурки животных и птиц, то уже потом к ним прикрепляли головы, хвосты и конечности. Швы, остававшиеся в местах стыков этих деталей, средневековые умельцы тщательно заглаживали.

 Гончары, делавшие игрушки из красножгущей глины, часто дополнительно покрывали их поверхность тонким слоем белой глины (ангобом) и расписывали красной краской. Иногда игрушки покрывали цветной глазурью или для получения однородного серого цвета обжигали особым способом – морили.

В городских и сельских культурных археологических слоях Нижегородского края, относящихся к средневековью - XII-XIV векам - из игрушек чаще всего встречаются глиняные погремушки и яички-погремушки с поливой. Тогда как в культурных напластованиях XVI-XIX веков больше распространены керамические свистульки.

Замечательные детские игрушки обнаружены во время археологических раскопок под руководством археолога Николая Грибова в центре Нижнего Новгорода в переулке Крутом в 1999 году. Интересно, что некоторые из них специалисты определяют как игрушки, а иные - еще и как музыкальные инструменты. В состав всех этих артефактов входят несколько свистулек в виде птичек (например, уточка, соловей), баранчик, фрагменты двух погремушек, а также глиняная свирель. Там же найдена красноглиняная скульптурка ярмарочного медведя, на морде которого просверлено отверстие для поводка или намордника. Любопытно, что игрушечные фигурки медведей на Руси были очень распространены. Оно и понятно, ведь издревле мишка косолапый являлся непременным участником ярмарочных представлений скоморохов. К тому же во все времена косолапого «царя зверей» наших мест почитали как тотемное животное - он считался носителем доброй силы, являлся непременным атрибутом весеннего пробуждения природы, был любимым персонажем русских и финно-угорских сказок. Кстати, по мнению историков, игрушки балаганных Михайло Потапычей мастера прекратили изготавливать на Руси к началу XVII века: именно тогда православная церковь полностью запретила скоморошьи развлечения.

О другой игрушке - белоглиняном «соловье», украшенном тремя красными поперечными полосами, найденной в Нижнем Новгороде, археолог Ирина Ануфриева поведала любопытную историю. Оказывается, этого глиняного «певчика» наши предки изготовили в виде маленького сосудика с округлым туловищем и идущей от него кверху трубочкой-свистком. Играя с этой потешкой, ребятишки заливали в ее маленькую емкость водицу и дули в свисток. В тот момент вода в игрушке начинала бурлить, издавая звук, похожий на соловьиную трель. Кстати, в разнообразных свистульках – баранчиках, коровках, лошадках и, в особенности, в птичках - обычно мастера делали четыре отверстия: два в хвосте служили свистком, а еще два на туловище предназначались для модулирования звука.

Несколько необычно и обнаружение глиняной свирели – полой трубки с четырьмя отверстиями-ладами, как и «соловей», украшенной поперечными полосами. Почти все эти нижегородские находки, сделанные в Крутом переулке, датируются XVI-XVIII веками. Однако одна из глиняных игрушек – погремушка-писанка с зеленой поливой - найдена там в одном археологическом комплексе с наконечником стрелы, черепком золотоордынской керамики и фрагментом стеклянного браслета. А это значит, что это яичко-писанка датируется XIV веком.

Кроме леса, Нижегородский край всегда был богат залежами глины, поэтому гончарное производство с сопутствующим ему "игрушечным" промыслом развивалось здесь повсеместно. В Василёве (Чкаловске), Арзамасе, Богородске, Ардатове, Выксе и других местностях края работали гончары. Глиняная игрушка Нижегородской области менее знаменита, чем деревянные расписные изделия из Семенова, Городца или Полховского Майдана. Она уступает по популярности таким российским промыслам, как дымковская игрушка из Вятки, каргопольская игрушка Архангельской области или филимоновская свистулька Одоевского района Тульской области. Между тем и в этом виде народного искусства в Нижегородском крае имеются свои оригинальные образцы. Чего только стоят уникальные с росписью кувшины и свистульки из деревень Савино и Репино, что около Городца, или жбанниковские глиняные игрушки-свистульки, балахнинские изразцы и поливные однотонные поделки, керамическая казариновская чернолощеная посуда и свистульки с юга области, которые изготовляли недалеко от знаменитого пушкинского села Большое Болдино. Керамические сосуды села Казариново имеют отличительную орнаментику в виде многочисленных комбинаций поясков, ритмически чередующихся ромбиков, прямых и волнистых линий, петель и треугольников, напоминающих узоры мордовских вышивок. Интересны и глиняные игрушки из-под Лыскова. 

Археологические находки свидетельствуют о том, что с XIII века в Городце существовал гончарный промысел. Во многих деревнях Городецкого района – Мошкино, Роймино и Рыжухино, Язвицы, Смиркино – издревле делали глиняную посуду и изготовляли глиняные игрушки. Об уникальном искусстве производства расписных кувшинов в деревнях Савино и Репино рассказал в своей книге "Городецкая роспись" А. Е. Коновалов, описав весь технологический процесс нанесения растительного орнамента на тулово проолифленных кувшинов . Сегодня гончарный промысел сохранился лишь в деревне Смиркино, и там можно не только посмотреть, как делается глиняная посуда, но и самому попробовать что-то слепить из кусочка чудесной глины. 

О свистульках из деревни Жбанниково, о лепных коньках, птичках, оленях и барашках мастеров Белова и Потатуева писал краевед Д. В. Прокопьев, отмечая своеобразие форм и узоров изделий . Геннадий Блинов упоминает мастера-дудочника, работавшего еще до первой мировой войны, Василия Дудкина, возможно, принадлежавшего к династии игрушечников. Автор также отмечает архаическую оригинальность и консервативность формы городецко-жбанниковских свистулек. "Силуэт городецких 'дудок' вписывается в равнобедренный прямоугольный треугольник, поставленный на один из катетов. При этом 'туловище' любой игрушки не отличается от другой – будь то петушок, барашек или олень. Различные животные и птицы разнятся друг от друга только моделировкой головы", – замечает Блинов. Говоря о творчестве старейшего мастера Лариона Трифоновича Потатуева (1912–1941), чьи работы хорошо представлены в ХПМИ Сергиева Посада и в Московском музее народного искусства, Блинов отмечает зависимость этого мастера от городских образцов, от оловянных солдатиков, фарфоровых статуэток птиц и животных, но вместе с тем подчеркивает, что в большинстве изделий мастер работает в народной традиции, обогащая ее жанровыми сценками с людьми и животными. 

В фондах НГИАМЗ и в экспозиции МИХП НО нижегородская керамическая игрушка представлена как поливными одноцветными образцами Балахны, так и однотонными и разноцветными керамическими изделиями Городецкого района. В музеях Городца находятся богатые коллекции свистулек из деревни Жбанниково, которые своей образной спецификой дали название целому пласту нижегородской игрушки из глины. Самые архаичные формы свистулек представляют собой предельно стилизованные фигурки животных и птиц, опирающихся на три точки, в которых образ скорее угадывается, нежели конкретно представляется. В Приузолье мастера лепили такие традиционные поделки, как свистульки-кони, птички, барашки, олени золотые рога, бычки, петухи и другие птицы. Реже нижегородские мастера, в отличие от филимоновских и вятских керамистов, лепили фигурки людей. Как и в изделиях из дерева, в глиняных свистульках сливались черты древней игрушки и современная ее интерпретация тем или иным мастером. Сам материал, глина, казалось бы, позволял более, чем дерево, "оригинальничать", но мастера придерживались старых традиций, поэтому в изображении животных присутствует некая сказочная архаичность и они воспринимаются героями русской мифологии, когда каждый персонаж мог быть ипостасью того или иного природного явления, обожествленного и мифологизированного. Конь-свистулька ассоциируется с Хорсом, не случайно он часто красился в красный цвет, а также с Перуном и Даждьбогом. Козлик, баран или медведь заставляют вспомнить мифологический образ древнейшего бога Велеса, курица ассоциируется с Макошью, петух – с Дивом, олень – с Родом. Лепили мастера фантастических птиц – сирина, алконоста – и животных, полуконей-полулюдей – полканов. Мифологические корни игрушки скорее интуитивно ощущались, чем осознавались мастерами, что не делает образы менее привлекательными, и спрос на свистульки всегда был велик. 

Чтобы изготовить хорошо звучащую свистульку, необходима сноровка. Умелые движения рук создавали форму изделия, которое оставалось внутри полым, затем с задней его части делался срез, и палочкой протыкались три необходимые для издания звуков отверстия. После этого свистулька сушилась, обжигалась и раскрашивалась эмалиевыми красками в красный, зеленый, оранжевый, синий и желтый цвета с золочением рогов у парнокопытных и гребешков у петушков, а также с нанесением характерного украшения губкой или штампиком, сделанным из ткани, или расписывалась городецким узором. 

Дивеевские  мастера мало используют раскраску, предпочитая строить образ на красоте естественного цвета материала, глины, с рельефным оформлением и с минимальным цветовым наполнением: для акцентировки глаз, рта или каких-либо других черт персонажей. Мягкое тональное решение и изящная пластика фигурок, выразительная неповторимость мордашек сообщают особое обаяние керамическим изделиям Крушинской и ее учеников.

Наталья Григорьевна Крушинская приехала в нижегородское село Большое Череватово с Украины в 1991 году и стала работать преподавателем по классу гитары в Дивеевской музыкальной школе. Узнав про месторождение белой глины у села Большое Череватово, Наталья Крушинская решила возродить когда-то существовавший в тех местах гончарный промысел и организовала мастерскую «Параскева» при Дивеевском районном доме культуры. Наталья Крушинская — мастер-самоучка. Освоила технологию приготовления глины, изготовления игрушки, свистульки, мелкой пластики, ткачества поясов, а после начала обучать детей и взрослых.

   Мастера дивеевской "Параскевы" работают в нескольких видах керамики. Они делают забавные игрушки-свистульки, глиняные небольшие, часто сюжетно разработанные, скульптурки, керамические рельефы и декоративные гончарные изделия. Торжественно выглядят скульптуры рождественской елки и старинного богатыря-дуба. На удивление очаровательны в своей наивной непосредственности коты, кошечки и целое семейство ежиков, зайцев, белок и керамических мишек. Наряду с традиционной для народного искусства пластикой с мотивами животных, здесь обращаются к христианским сюжетам, связанным с образом Серафима Саровского, Рождеством и другими православными праздниками. В исполнении дивеевцев ангелы с игрушками в руках и милые овечки-агнцы так добры и трогательны, что действительно воспринимаются неземными существами. Надо сказать, что в народном искусстве христианская тематика стала разрабатываться лишь на современном этапе, когда керамическая пластика стала не только функциональной игрушкой, но и памятным знаком – сувениром. Действительно, на произведения Натальи Крушинской более хочется любоваться, нежели с ними манипулировать в игре. Словно сама священная земля этого уникального, известного в разных уголках мира православного центра и покровительство святого Серафима Саровского наполняют образы дивеевских мастеров теплом и особой задушевностью. 


     В октябре 2015 года Наталье Крушинской — руководителю народного коллектива самодеятельного искусства «Параскева» из села Дивеево Нижегородской области, мастеру глиняной игрушки — присуждена премия правительства РФ «Душа России» за вклад в развитие народного творчества. Деятельность руководителя коллектива отмечена в номинации «народный мастер». Эта премия Правительства РФ присуждается «за выдающиеся творческие достижения в сфере сохранения и развития народных художественных традиций, а также за активную просветительскую и педагогическую деятельность, направленную на освоение народной культуры».

Согласно тексту распоряжения правительства РФ, размер премии составляет 100 тысяч рублей. Эти деньги Наталья планирует потратить на приобретение печи для обжига игрушек, а также на глиномеску, чтобы облегчить процесс производства игрушек.


     Среди многочисленных произведений народного творчества на любом празднике или фестивале невозможно обойти вниманием керамическую пластику и гончарные изделия мастеров из поселка Велетьма Кулебакского района. Характерным признаком изделий семейного промысла велетьминцев является подчеркивание красоты материала – красной глины – в гончарных изделиях и огромные, широко раскрытые голубые или зеленые глаза персонажей – свистулек и просто игрушек. Возглавляет этот промысел Виктор Петрович Безумнов, выпускник Владивостокского училища, четырнадцать лет назад вернувшийся на родину, в рабочий поселок Велетьму, который стоит на реке того же названия и ведет отсчет своего времени от 1939 года, когда здесь был открыт Велетьминский завод. Отсутствие работы не привело семейного лидера в отчаяние. На основе местной глины он организовал изготовление традиционных гончарных изделий – крынок, кувшинов, рукомойников, чаш и чашек, кружек и игрушек-свистулек. Сам мастер и его сын Виктор более гончарят, а свистульки и игрушки делают его жена Татьяна Яковлевна, товаровед по образованию, и их внучка Лариса. Керамические изделия кулебакских мастеров как-то по мужски скупы по декору, но выразительны по напряженным сильным формам, а свистульки и игрушки по-женски нежны, трогательны и милы. Игрушки семьи Безумновых добры и открыты, как их создатели, которые все вместе играют в самодеятельном местном театре. Виктор Петрович к тому же преподает в Кулебакской школе искусств и является заведующим художественным отделением. Он сам сочиняет и поет песни, в Велетьме способствовал деятельности кукольного театра, который сейчас базируется в сельском клубе. В июле 2008 года семейный коллектив, руководимый им, получил регистрацию как художественный промысел, что является не только признанием мастерства изготовителей, но и говорит о широкой популярности велетьминских керамических изделий, в которых традиционность сочетается с оригинальностью и индивидуальной неповторимостью образов. Эти милые поделки уже заняли свое место в Нижегородском магазине художественных промыслов. Они привлекают покупателей на праздниках города и народных гуляниях и ждут своего часа, чтобы разместиться на полках и в витринах музеев и свидетельствовать о неиссякаемости талантов на Нижегородской земле.